Не стать бы козленочком
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Михаил Морозов. Труд
Такие данные приводятся в докладе Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики. Эксперты ВШЭ отмечают, что уход зарубежных брендов, расширение параллельного импорта и дефицит прозрачных механизмов контроля обострили проблему. И все мы независимо от образования и опыта рискуем купить фальсификат, изготовленный где-нибудь в гараже. Кстати, более четверти продаваемой в России бутилированной питьевой воды — подделка. Об этом заявлял глава «Ростеха» Сергей Чемезов, причем он имел в виду в первую очередь продукцию крупных производителей. Поэтому, чтобы, как в той старинной сказке, не превратиться в козленка, надо тщательно выбирать, из какого копытца пить.
В докладе ВШЭ подчеркивается, что контрафакт — не только экономическая проблема, связанная с потерей доходов легальных производителей и снижением налоговых поступлений, но и угроза безопасности, риск для здоровья и жизни граждан, использующих несертифицированные автозапчасти, электронику и бытовые приборы, не говоря уже о продуктах питания и лекарствах. Так, в торговле запасными частями к автомобилям подделки занимают 40% рынка, что грозит обернуться кошмаром на дорогах: непонятно из чего и где изготовленные шаровые опоры, рулевые тяги и прочие детали ведут к авариям.
Не меньшую угрозу представляют фальсифицированные продукты питания. В докладе долю подделок на этом обширнейшем рынке определяют в 10%. Однако регулярные расследования по поводу того, чем нас кормят, говорят о том, что цифра серьезно занижена. По данным Россельхознадзора, лидером по объемам фальсификата среди молочной продукции стало сливочное масло, которое нередко делают не из сливок, а из растительных и даже трансгенных жиров. Тревожные сигналы зазвучали и по поводу оливкового масла, которое в России импортное, непонятно как завозится и из чего делается. Оказывается, в нем полно пестицидов, химических и минеральных добавок. А зачастую продается полутехнический продукт под видом натурального масла холодного отжима.
Идем дальше. Четверть продаваемой одежды и спортивных товаров — тоже подделка. Вроде бы затихли скандалы, связанные с массовыми отравлениями фальсифицированным алкоголем. Тем не менее контрафактом является каждый пятый безалкогольный и каждый 14-й алкогольный напитки. В сегментах игрушек, кормов для животных, смартфонов и компьютеров серая продукция составляет 10%. По данным члена попечительского совета международной ассоциации «Антиконтрафакт» Артема Кирьянова, 20% цемента не соответствует заявленному качеству. «Если бы мы видели прозрачно работающие отрасли в России, то наш суммарный доход бюджета удвоился бы», — говорит он. То есть речь идет об огромных потерях бюджета.
Однако, как видим, власть эти доводы не очень-то впечатляют. Меры, конечно, принимаются. Вводится маркировка товаров, всевозможные «честные знаки». Но и после этого в стране не перестали торговать, например, фальсифицированными лекарствами и вредными для здоровья БАДами. А после маркировки сигарет 11% их продаж составляет паленое курево.
Контрафактную продукцию преспокойно ввозят через границу и легализуют через фиктивные фабрики. Во времена Остапа Бендера вся контрабанда, помнится, производилась на Малой Арнаутской в Одессе. Сейчас так далеко ехать не надо. С декабря прошлого года Минпромторг проводит эксперимент по мониторингу производителей. Так вот, из 83 отечественных компаний с признаками нарушений у 90% по адресам, где заявлены их производства, оказались пустыри и заброшенные здания.
Как считают специалисты, 60% подделок сбывается через розничные магазины, рынки и ярмарки, остальное идет через интернет. На маркетплейсах легче обмануть, там нет прямого контакта с товаром до покупки, сложно проверить документы на товар, а продавцов так много, что их трудно контролировать.
Кроме того, онлайн-площадки считают себя лишь информационными посредниками и перекладывают ответственность на продавцов. Пока идет рассмотрение жалоб, продавец успевает распродать товар и улетучиться. Параллельный импорт открыл лазейки, и нелегальные продавцы вовсю ими пользуются. Согласно исследованию, на Wildberries доля нелегальных продавцов обуви достигала 47%, парфюмерии — 66%, воды — 58%.
Как это делается, я не раз видел на примере Ozon. На прошлой неделе я получил там бытовой прибор по солидной цене без каких-либо сертификатов и даже без инструкции на русском языке. Где и как он произведен, непонятно. Хотя в описании товара все выглядело красиво. Маркетплейс продает и продукты (например, сухофрукты и оливковое масло) сомнительного качества и происхождения, а на жалобы не реагирует. И не у кого спросить, почему в описании оливкового масла на сайте указано местом выработки Греция, а на этикетке — Московская область.
Эксперты подтверждают: маркетплейсы превращаются в один из главных каналов сбыта контрафакта. Там ряд товаров в разы дешевле, зато сам рынок такой продукции за четыре года вырос на 58%. Маркетплейсы все чаще фигурируют и в спорах об охране интеллектуальной собственности и защите товарных знаков. Скандал последних недель: совладелец сети DNS Дмитрий Алексеев обвинил Ozon и Wildberries в содействии продажам контрафактных айфонов. Он утверждает, что на маркетплейсах предлагаются аппараты на 20% дешевле, чем у крупных ретейлеров, поскольку завозят их в обход таможни.
Ранее было проведено исследование рынка люксовых товаров, и выяснилось, что там продажи подделок давно обогнали легальный сегмент. Основными каналами продаж контрафактных товаров с долями 30-40% стали вещевые рынки и торговые центры. То есть гражданам, падким до брендов, по астрономическим ценам впаривают липовые «Гуччи» и «Диор».
Пару недель назад в Москве в районе рынка «Садовод» были обнаружены около 200 фиктивных обувных фабрик. Там же все это добро, по-видимому, и реализовывалось, без всяких сертификатов, гарантий и чеков. Под носом у полиции, налоговой и прочих грозных структур. Мы помним, что на этом рынке периодически устраиваются показательные операции по выявлению нелегалов и нелегальной продукции. Однако, как выясняется, это мало что меняет. Почему? Ответ известен: коррупция. Ибо ни одно масштабное преступление не обходится без участия силовиков и чиновников. А тут речь идет об огромном теневом бизнесе с миллиардными оборотами.
Утвержденная четыре года назад правительством Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции была призвана «обеспечить координацию действий органов госвласти, участников рынка и потребителей на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе с применением широкого перечня межгосударственных механизмов для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции на территории страны». Конечно же, обещали «создать механизмы борьбы с контрафактом, усовершенствовать нормативно-правовую базу, сформировать условия для эффективного общественного контроля».
А вот еще из области намерений. В документе обозначены основные системные проблемы оборота промышленной продукции: производство без соблюдения обязательных требований техрегламентов ЕАЭС к безопасности; незаконная модификация товаров с целью придания им свойств и функций для продажи, в том числе путем вытеснения легальной продукции за счет недобросовестной конкуренции; изготовление и использование поддельных сопроводительных документов, деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции. И т. д. и т. п.
Указывалось в Стратегии на пробелы в правовом регулировании, отсутствие специальной нормативной базы, направленной на регулирование правоотношений в сфере интернет-торговли. Были определены приоритеты. Для начала предполагалось разработать понятийный аппарат в нормативных правовых актах. Определить меры административной и уголовной ответственности за изготовление контрафактной продукции...
Дальше забавнее: требования повысить эффективность механизмов общественного контроля, формировать негативное отношение населения к контрафакту, повышать качество кадрового обеспечения органов государственной власти, вовлеченных в сферу противодействия незаконному обороту промышленной продукции, повышать эффективность правоприменения при росте количества возбуждаемых дел, а также усиливать контроль и взаимодействие органов власти со странами ЕАЭС на таможенных границах. Как водится, Минпромторгу было поручено в трехмесячный срок представить в правительство проект плана мероприятий по реализации Стратегии и совместно с заинтересованными органами власти обеспечить их реализацию.
Ну и что? Как следует из доклада ВШЭ, контрафакта меньше не стало, а кое-где он просто вытесняет легальную продукцию. По подсчетам «РБК Исследования рынков», объем нелегальной торговли в России приблизился к 5 трлн рублей — около 10% розницы. Этот показатель в пять раз превышает среднемировой уровень. В последние четыре года рынок нелегальных товаров вырос на 58% в текущих ценах.
Было бы банальным предположить, что государство, которое в состоянии за несколько часов вычислить и обезоружить иноагента, посмевшего сказать что-то лишнее, не может справиться с контрафактом и радикально увеличить поступления в госбюджет без дополнительных поборов с граждан. Следовательно, перефразируя поэта, если контрафакт производят и продают, значит, это кому-нибудь нужно.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.