ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Sept. 5, 2025

Слёзы по горючему

Рейтинг: 0

Автор: Георгий Бовт. Аргументы и Факты Москва

Из нескольких регионов страны приходят новости о проблемах с бензином (Приморье, Крым). Причем на фоне роста цен, который, как прогнозируют некоторые аналитики, продолжится. Однако правительство уже предпринимает меры, которые должны дать эффект через сравнительно короткое время. Что происходит?

Сошлись несколько факторов. Надо признать, еще с советских времен летние трудности с бензином, нет-нет, да и возникали. Раньше — по причине того, что летом традиционно НПЗ останавливают на плановый ремонт, что повышает требования к логистике, которые не выполняются. Теперь к плановому ремонту добавился внеплановый: в последнее время ВСУ возобновили регулярные атаки на объекты ТЭК, под удар попали в том числе несколько крупных НПЗ. Это еще больше сократило предложение на рынке, и он ответил привычно — повышением цен, начиная с оптовых (биржевых) и заканчивая розничными. Однако, поскольку на розничном рынке бензина действуют определенные ценовые ограничения, то цены на АЗС не взлетели до небес, ликвидировав дефицит путем резкого сокращения потребления, а выросли умереннее, чем биржевые цены. Такой вот парадокс. Третья причина — логистика: доставка в дальние регионы (а также в Крым) затруднена из-за дефицита железнодорожных цистерн определенного качества. Наконец, есть сезонные традиционные причины: уборочные работы резко повышают спрос на топливо, плюс люди активнее путешествуют, поэтому особенный «затык» возник в регионах с увеличенным туристическим потоком.

Для защиты внутреннего рынка от резких ценовых колебаний несколько лет назад придумали демпфер. Этот механизм предполагает компенсацию нефтекомпаниям разницы между внутренними и экспортными ценами на бензин и дизель за те объемы, которые они поставили на российский рынок. Производители нефтепродуктов получают компенсации, если оптовые котировки на бирже не превышают установленную Налоговым кодексом условную цену более чем на 10% для бензина и на 20% для дизтоплива (на 2025 год — 60,45 тыс. руб. за тонну и 57,2 тыс. руб. за тонну соответственно). В результате за первую половину 2025 года нефтекомпании в рамках механизма получили 544,7 млрд руб., а за весь 2024-й — 1,815 трлн руб. При этом к началу августа оптовые котировки бензина достигли своего пика. Так, стоимость (оптовая, повторим) АИ-95 превысила в моменте уровень 80,5 тыс. руб. Цены на АИ-92 скакнули почти до 71 тыс. за тонну.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни