Украина начала водную блокаду непокорного Донбасса еще в 2022 году, перекрыв канал Северский Донец. Не хотите признавать киевский режим - подыхайте от жажды! Степная жара. А ДНР без воды... Но Донбасс не сдался. Власти перешли на график подачи воды раз в три дня, стали развозить ее по дворам, расчищать водоемы... Возле школ, больниц и детских садов появились огромные синие бочки. Водный фронт стал вторым после военного.
Россия не оставила дончан один на один с «водомором». Тонны воды везут в обезвоженный Донбасс из всех регионов.
Но помогает не только государство. Житель ростовского Азова Максим Фомин (Азов почти в 300 км от Донецка) как-то написал мне в соцсетях: «Юля, не могу остаться в стороне. Скажите, кому из самых нуждающихся дончан привезти питьевую воду?»
Макс - потомственный казак, учитель, основатель палаточного лагеря «Предтеченский городок», отец пятерых детей. Казалось бы, забот у самого хватает, но вот загрузил свою машину питьевой водой и в выходной день привез ее в Донецк. Тем, кто не может сам себя обеспечить: одиноким старикам, маме с больной девочкой, у которой синдром Ретта и частые эпилептические приступы, не позволяющие оставить ее одну, и еще нескольким семьям с детьми-инвалидами. Этих людей я нашла, предварительно кинув клич в тех же соцсетях: «Кто остро нуждается в воде и не может купить себе сам?» Через пять минут сообщение пришлось удалить, столько желающих написало. Их контакты я передала Максу, и он не подвел.
Накануне поездки у Максима сломалась машина, и он вложился в ремонт, извинившись за задержку: полетела какая-то редкая деталь.
Сам купил воду, сам развез. Я об этом узнала даже не от него, а от тех, кому эту воду он доставил. Люди весь вечер писали благодарности. А у Максима ни одного фото или селфи на фоне страждущих.
- Меня терзает чувство вины, что я не в окопах. Но и палаточный лагерь оставить не могу, там ежегодно отдыхают дети, в том числе из ДНР. Поэтому помогаю как могу, - разводит руками Максим.
Восхитило даже не то, что он привез воду, а как он это сделал. Не просил меня публиковать его счет с душещипательным текстом про «водомор», не требовал огласки. Просто взял и привез.
«Бабушка тащила канистру и плакала»
Сами дончане тоже помогают друг другу выживать в великой засухе. Местный журналист Александр Ильин стал настоящим «водным тимуровцем» - набирает воду бабушкам, живущим на верхних этажах. К ним вода, как правило, не доходит. Бабульки спускают Сашке свои баклажки, он их наполняет из крана в подвале и поднимает когда лифтом, а когда и пешком, по ступенькам.
А житель Кировского района Новруз Лумуев делает уже вторую скважину за собственные деньги, чтобы помочь землякам. С первой скважины народ набирает минимум 20 тонн воды в день!
- Люди приезжают кто на чем, берут воду. Никаких ограничений нет. А инвалидам в многоэтажках, тем, кто передвигается на колясках, мы с 12-летним сыном Элнуром третий год сами носим воду, - рассказывает Новруз.
Азербайджанец по национальности, он много лет назад женился на дончанке Татьяне и осел в Донецке, всем сердцем полюбив эти края.
- Когда моему сыну было девять лет, он увидел с балкона, как бабушка с трудом тащит канистры с водой, останавливается и вытирает слезы. И вдруг очень по-взрослому сказал: «Когда я вырасту, то найду воду и буду людям ее бесплатно раздавать». Вот так все и началось. Мы с Элнуром заразились этой идеей. Многие старики нас ждут как спасения, - говорит Новруз.
Он написал тогда объявление: «Убедительная просьба: кто знает, где живут инвалиды и пожилые люди, которые не могут сами носить воду, обращайтесь. Я привезу». И указал свой номер телефона. Прицепил бочку к своему «жигуленку» и колесил по обстреливаемым районам Донецка, куда не каждый отваживался сунуться.
На вопрос, считал ли, сколько за это время развез людям воды, пожимает плечами: некогда этим заниматься. Мало кто знает, что, помогая дончанам, Новруз сорвал спину. Мне он тоже этого не сказал, жена обмолвилась.
- Недавно продал вторую машину и сделал еще одну скважину. Сейчас довожу ее до ума, чищу. Если не помогать друг другу, кем мы тогда будем? - резонно замечает он.
Работает Новруз на автостанции и призывает всех, кто может, последовать его примеру - делиться водой с теми, кто остался совсем без нее. А я вспоминаю поговорку про колодец, который никогда не станет болотом, если из него регулярно черпать воду, и понимаю, что проверку на человечность дончане выдержали.
Попала в нерв
А потом появилась песня о воде. В первый же день мне ее прислали десятки человек. Люди слушали строки про неведомые цивилизации, которые живут в емкостях у дончан, про кота, у которого от воды из-под крана началось расстройство желудка, и улыбались сквозь слезы.
Сама по себе песня, конечно, не изменила ситуацию, но позволила людям посмеяться над своими бедами.
Мне удалось найти автора этой песни. Анастасия Соколова, 43 года от роду, не только пишет стихи, но еще работает стилистом, колористом, психологом и является хозяйкой трех роскошных котов.
Настя рассказывает о себе, а я разглядываю замысловатых цветных жирафов, хамелеонов и котиков, вытатуированных на ее руках. Все созданы по ее же эскизам.
- Я уже 25 лет парикмахер. Не только преображаю людей, но уже и сама преподаю секреты колористики. И больше семи лет работаю психологом, продолжаю учиться в Москве на гештальт-терапевта. Основной интерес, конечно, это посттравматический синдром. У кого его нет в Донбассе? Вот только бойцы все еще стесняются обращаться за помощью, типа, я что, слабак, не смогу сам справиться? - призналась дончанка.
В свободное время Настя пишет стихи. А ее хит доказывает, что и психолог она прекрасный, ведь травму можно прожить через юмор.
- Слова песни я написала сама, а музыку - нейросеть. Она и исполнила ее. Мы пережили столько всего в Донбассе, но вода - реально наш второй фронт... Мне было важно передать эмоции. А еще ответить тем, кто пытается нас, дончан, выставить дикарями. Да, в Донецке нет воды, но ни одной женщины с грязной головой вы не встретите! -
Настя пылко встает на защиту репутации родного края.
Вообще-то песня предназначалась для домашнего чата. А потом многочисленные друзья присылали Насте ее же запись и спрашивали: «Ты уже слышала этот хит?»
- Я никакая не звезда, не певица. Просто живу в Донецке. И всякий раз мы, дончане, решаем - вымыть голову или приберечь воду на завтра... Это моя жизнь, потому удалось попасть в тот самый нерв, - объясняет Настя.
- Многие слушатели могут заявить: мол, юмор в такой ситуации позволяют себе только те, у кого порядок с водой. У тебя как? - спрашиваю.
- В моем доме сухие краны больше двух месяцев. Поэтому единственный шанс для нас - водовозы. Мой муж тяжело болен: у него заболевание крови, ему вообще противопоказаны нагрузки, а он тягает канистры от водовоза на наш девятый этаж. И вот, когда мой муж потом падает без сил, меня накрывает чувство беспомощности и страха. Юмором в песне я попыталась победить это состояние. Тот случай, когда смеешься, чтобы не плакать, - признается Настя.
Ей на руки запрыгивает шикарный рыжий мейн-кун по кличке Мартин. Рядом ревниво наблюдают эту картину черно-белый кот Самсон и хрупкая Петра.
- Про кота, у которого случилось кишечное расстройство и мне нечем было его отмывать, абсолютная правда. Они любят водопроводную воду, и вот результат. Причем заболели все трое! - разводит руками хозяйка.
Но уезжать из Донецка Анастасия не хочет.
- Этот город - моя судьба, моя душа.
Анастасия продолжает преображать своих землячек - как колорист, несет красоту в мир. Понимающие клиентки приходят к ней с баклажками воды. А еще она выращивает диковинные кактусы: им не требуется обильный полив...
ЗАПЕВАЙ
Отрывки из текста песни «Вода - наш главный фронт»
У нас были «Грады», дроны и смерть,
Подвалы, сирены, привычка терпеть.
Мы жили в обстрелах, теряли друзей,
Но теперь без воды мы живем
много дней.
В Москве снова плачут: «Нет горячей
воды!»
А я усмехаюсь: «Нам бы вашей беды».
Стиралка в углу просто мебель,
не более,
Достала стиральную доску из подполья.
Постирала руками зеленой водой,
Цвет одежды менять мне уже не впервой.
А соседи нашли вариант для двора -
Собирают с кондишки капли «дождя».
И в бутылках стоит этот мутный настой,
Но он чище, чем «чистая» - странный
настрой.
На посуду - пакеты, чтоб воду сберечь.
Вот так и живем - без душа, без встреч...