ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Сен. 11, 2025

ФАС дождалась маркированного звонка

Рейтинг: 0

Автор: АНДРЕЙ ВИНОКУРОВ, ЕКАТЕРИНА ШОКУРОВА. Ежедневная Деловая Газета Рбк

ВЦИОМ и другие компании, чья работа строится на проведении телефонных опросов, выступили против условий оплаты маркировки звонков: плату с них теперь берут вне зависимости от того, дозвонились они или нет.

Аналитический центр ВЦИОМ (АЦ ВЦИОМ) поддержал петицию, критикующую вступившие в силу с 1 сентября нормы борьбы с телефонными мошенниками. Петиция размещена на сайте «Платформа для петиций Рунета» и адресована президенту России Владимиру Путину.

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ АВТОРЫ ОБРАЩЕНИЙ

Речь идет о требовании маркировать звонки от юрлиц и индивидуальных предпринимателей, которое установлено первым пакетом мер по борьбе с кибермошенниками. Операторы связи при входящем вызове на экране телефона абонента должны указывать название компании или ИП, а также категорию звонка, например «банк», «реклама» или «услуги связи». Платить операторам за маркировку должен бизнес на основании договора.

Авторы петиции настаивают, что введение такой платы сделает соцопросы нерентабельными и приведет «к завершению направления «Телефонные исследования». Они просят «не допустить потери главного способа оперативного сбора данных о состоянии общественного мнения — телефонных исследований».

«Наша компания в рамках опроса совершает 27 млн вызовов. По расценкам «Билайна» (бренд компании «ВымпелКом». — РБК), мы должны за каждый выложить 24 коп. Получается, к нашим затратам прибавляется более 5 млн руб. Но у нас вся выручка от проекта не составляет и 4 млн руб.», — сказал РБК один из соавторов петиции, руководитель Фонда социальных исследований, доктор социологических наук Владимир Звоновский.

Параллельно ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89», которая объединяет исследовательские компании и фонды из разных регионов России, попросила Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить операторов связи на предмет картельного сговора и нарушения законодательства. Как говорится в письме (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил представитель ассоциации), «МегаФон», МТС и «ВымпелКом» при оказании бизнесу услуги по маркировке звонков берут плату за каждый вызов вне зависимости от того, установилось ли соединение, то есть даже если телефон абонента выключен или номер не работает. При этом «МегаФон» также берет отдельную плату с тех, кто проводит массовые обзвоны, и плату за отображение подписи звонящего на экране пользователя, указано в письме.

По мнению авторов обращения, взимание платы за сам факт попытки верифицированного вызова, а не за состоявшееся соединение прямо противоречит пунктам 36–37 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденным в декабре 2024-го. Документ предписывает тарифицировать только успешные соединения длительностью более трех секунд. Кроме того, такая практика нарушает и ст. 779 и 781 Гражданского кодекса, согласно которым оплате подлежат только фактически оказанные услуги, а также ст. 10 кодекса — о запрете злоупотребления правом, поскольку операторы требуют оплату за услугу, которая не была оказана по объективным причинам.

В приложении к письму в ФАС указано, что плата за один вызов у «МегаФона» и МТС составляет 30 коп., у «ВымпелКома» — 50 коп., за индивидуальную подпись — 1 тыс. руб. в месяц. Плата в тарифе «МегаФона» «Массовые вызовы» — 30 коп. за один звонок.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни