В доходную и расходную части федерального бюджета на 2025 год, а также в целый ряд важнейших для него экономических параметров внесены изменения, закон об этом публикует "Российская газета". Это нормальная часть бюджетного процесса: планируемые заработки и траты государственной казны формировались еще в прошлом году, теперь их понадобилось привести в соответствие с реальной расстановкой экономических сил и обстоятельств, в первую очередь с ценами на нефть. Вполне возможно, что осенью понадобится еще одна корректировка бюджета, но незыблемыми остаются две вещи: все обязательства бюджета будут выполнены, а изменений в налоговой системе для пополнения доходной части опасаться не стоит.
Что изменилось? По сравнению с первоначальными расчетами снизились ожидаемые годовые доходы федерального бюджета. Теперь цифра по ним установлена на уровне 38,5 трлн руб. вместо ожидаемых ранее почти 40,3 трлн руб. Главная причина снижения уровня доходов в общем-то на поверхности - это снижение заработка страны от продажи нефти и газа. Изначально доходы верстались исходя из оптимистичного прогноза цен на нефть на 2025 год - 69,7 долл. за баррель. Теперь обновленный прогноз на год - 56 долл. за баррель.
Коррективы в этом плане внесли внешние обстоятельства. Первый фактор - администрация президента США Дональда Трампа начала "ковбойский наскок" на мировую экономику для решения долговых проблем экономики американской. Результатом стала торговая война США практически со всеми странами мира (на деле в первую очередь с Китаем, но досталось и союзникам США) через установление протекционистских торговых пошлин. Когда крупнейший мировой потребитель вводит заградительные торговые тарифы, мировая экономика неизбежно замедляется. Когда мировая экономика замедляется, она начинает потреблять меньше ресурсов. Соответственно, дешевеет и нефть, что имеет прямое влияние на доходы российского бюджета. Так, в конце весны котировки российского сорта Urals и вовсе опускались ниже 50 долл. за баррель (и здесь еще даже остается за скобками вопрос о сложностях ее доставки покупателям из-за антироссийских санкций). Отскоки цен на нефть вверх, как, например, было в июне из-за конфликта между Ираном и Израилем, долгосрочно проблему не решают. Еще один фактор давления цен на нефть - череда недавних решений стран ОПЕК+ нарастить добычу сырья.
Здесь мог бы помочь слабый рубль, но вот незадача: российская валюта почти все первое полугодие де-факто переукреплена. Переукреплена по ряду причин: это и высокая ключевая ставка, и позитивные геополитические новости (время от времени), и снижение импорта, и, вероятно, игра зарубежных инвесторов на разнице ставок в пользу рубля. У России экспортная структура экономики (это не хорошо и не плохо, это данность), следовательно, мы продаем в основном сырьевые товары за рубеж за валюту, которая потом меняется на рубли. Чем выше курс российской валюты, тем ниже рублевый заработок российских экспортеров и тем ниже их налоговые отчисления в федеральный бюджет.
Прогноз среднегодового курса рубля на этот год, кстати, тоже уменьшился: с 96,5 руб. за долл. до 94,3 руб. Настолько небольшая корректировка явно говорит об ожиданиях того, что во втором полугодии курс рубля должен заметно ослабнуть, ведь сейчас один доллар стоит меньше 80 руб.
Помимо снижения доходной части бюджета, увеличена его расходная часть. Изначально ожидалось, что траты госказны в 2025 году составят 41,47 трлн руб., в обновленной версии - уже почти 42,3 трлн руб. (вырастут ассигнования ряда госпрограмм, увеличатся субсидии и т.д.). Соответственно, вырос и дефицит бюджета - с 1,17 до почти 3,8 трлн руб.
Рассказывая ранее о корректировке федерального бюджета-2025, министр финансов Антон Силуанов подчеркнул две важные вещи. Во-первых, хоть дефицит бюджета и вырос, но вырос он не критично, до уровня 2024 года (Россия, в отличие от большинства стран, стремится формировать бюджет если и с дефицитом, то с очень низким - вероятно, здесь сказываются живые воспоминания о государственных долгах 1990-х годов). Во-вторых, из-за внешних обстоятельств снизились нефтегазовые доходы, а вот ненефтегазовые увеличились даже выше плана. "Самое главное, что мы рассчитываем получать доходы от ненефтяной экономики, и самое главное, мы видим, рассчитываем, что ненефтегазовый баланс у нас будет сохранен на уровне, который мы планировали, - 5,6% ВВП. В нынешних условиях этот параметр будет чуть ниже, составит 5,5% по сравнению с 7,3% - то, что было в прошлом году", - указывал Силуанов.
"Исходя из сложившейся ценовой динамики на рынке углеводородов, уже очевидно, что драйвером исполнения доходов федерального бюджета в 2025 году станет их ненефтегазовая составляющая как за счет сохраняющейся положительной динамики экономического роста, так и за счет введенных с 2025 года изменений в налогообложении прибыли и доходов", - соглашается доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Алла Чалова.
Через несколько месяцев Минфин вновь должен сверить "бюджетные часы" с реальностью. "С учетом уточненных параметров прогноза текущего года и трехлетки, подготовим бюджет на предстоящие три года, уточним прогноз по текущему году и осенью выйдем уже с окончательными поправками, которые точно расставят уже наши приоритеты в 2025 году. Соответственно, мы входим в обычный нормальный режим бюджетного процесса, когда весной и осенью мы корректируем бюджет", - говорил министр.
Также Силуанов подчеркивал, что из-за роста расходов и снижения доходов бюджета-2025 не понадобится "неординарных" налоговых мер. А все важнейшие обязательства госказны - оборона, нацпроекты, социальная часть - будут выполнены в любом случае.