Российский авторынок превращается в склад неликвида: к концу июля запасы новых легковушек у дилеров, дистрибьюторов и поставщиков достигли 700 тысяч машин. Почти половина из них произведена или собрана в России. Впору останавливать конвейеры.
Для сравнения: в 2001 году один только «АвтоВАЗ» каждый месяц реализовывал внутри страны и на рынках СНГ в среднем по 61 тысяче автомобилей Lada, а ныне продажи недотягивают даже до 30 тысяч. Среди основных причин падения президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов назвал демпинг со стороны китайских автопроизводителей. Однако, по данным агентства «Автостат», непроданных китайских машин тоже пылится на российских площадках не меньше 200 тысяч, а конкуренты утверждают, что реально на складах сегодня их скопилось вдвое больше.
Катастрофически снизились и продажи грузовиков. За июнь 2025 года в России было реализовано 2930 новых крупнотоннажных автомашин, что на 67% меньше, чем годом ранее. Новых среднетоннажных грузовиков (до 16 тонн) было реализовано 725, падение за год составило 62%. В результате волжские автогиганты ГАЗ и КамАЗ объявили о временном переходе на четырехдневную рабочую неделю.
Проблема эта — не только российская, но подходы к ее решению разнятся. Законы экономики в таких случаях обычно требуют от бизнеса снижения заводских программ выпуска продукции и сокращения численности персонала. Так, в прошлом году японский концерн Nissan сообщал, что из-за конкуренции китайских автопроизводителей планирует в ближайшие годы уменьшить производственные мощности на 20% и уволить по всему миру 9 тысяч сотрудников. Немецкий автоконцерн Volkswagen заявлял о планах не закрывать ни один завод, но сократить к 2030 году производственные мощности и численность персонала на 35 тысяч рабочих мест, не принимая на работу новых сотрудников.
Тем временем легковой российский автопром балансирует на грани полной остановки. За первую половину 2025 года в стране было куплено 530 тысяч новых отечественных и импортных легковых автомобилей. Хотя в Испании с втрое меньшим населением за те же полгода купили 610 тысяч штук.
Вообще в Старом Свете продажи новых автомашин тоже снижаются: в Германии — на 5%, в Италии — на 3,5%, во Франции — на 7,9%. Но Россия потеряла аж 26% продаж, опустившись в мировом рейтинге по этому показателю с 12-е на 15-е место. Даже в Австралии с населением меньше 27 млн человек было продано за полгода 608 тысяч легковых авто. Правда, среднемесячная зарплата в этой стране составляет 4955 долларов США, а российская, по данным Росстата, в долларовом эквиваленте почти в пять раз ниже — около 1030 долларов. Но вот парадокс: согласно официальным данным, за последние три года средняя зарплата россиян увеличилась в реальном выражении (за вычетом инфляции) на 23,9%, а по прогнозам Финансового университета при правительстве РФ, в 2025 году вырастет еще на 10-13%.
Почему же не растут, а падают продажи новых автомобилей?
К слову, с подержанными все в порядке: за первые четыре месяца этого года в России было перепродано 1,78 млн бэушных легковых машин, что на 2% превышает показатель аналогичного периода 2024 года. Подрастает среди населения даже популярность «Лады», но только с пробегом...
В результате в конце июля автозавод ушел в единый корпоративный отпуск до 17 августа — «для ремонта и модернизации оборудования». В Ульяновске за ним последовали завод УАЗ и Заволжский моторный завод. Из Ижевска пока нет известий, там следуют старому правилу: «Об автозаводе либо хорошо, либо ничего».
В столице «Москвич» пока держится, хотя за июнь продал лишь 1,12 тысячи своих машин, а за шесть месяцев 7,4 тысячи штук — на 24% меньше, чем год назад. Но разговоры о грядущем локдауне здесь пресекают на корню. Впрочем, руководство «АвтоВАЗа» тоже называло домыслами и «попытками хайпа» сообщения о снижении зарплат на 20% после запланированного на сентябрь перехода на четырехдневную рабочую неделю. А в коллективе ходят слухи, что после отпуска помимо одного рабочего дня у работников уберут и сверхурочные, за которые они получают надбавки.
По подсчетам аналитического центра «ДОМ.РФ», за январь — май 2025 года объем продаж новостроек в России сократился на 16% в годовом выражении, составив 9 млн кв. метров. В Санкт-Петербурге по итогам первой половины 2025-го продажи жилья в новостройках упали на 35% по сравнению с прошлым годом. Растут объемы непроданного жилья в Москве и Подмосковье: по подсчетам девелоперской компании Urban, за последний год количество нераспроданных квартир и апартаментов в достроенных более года назад домах выросло вдвое — до 6 тысяч объектов общей стоимостью 195 млрд рублей.
Эксперты жилищного рынка прогнозируют дальнейшее сокращение продаж жилья в России на 30-35% — с возможным восстановлением в прежних объемах не ранее 2026 года. Но не исключено, что таким образом желаемое выдают за возможное. Ибо в стране падают даже продажи мебели, а это совсем плохой симптом. Как утверждают в Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, с января по июнь в этой сфере по всей стране были зарегистрированы лишь 2,5 тысячи юрлиц и ИП — это на 16,5% меньше прошлогодней цифры. То есть отрасль готовится к «затяжной стагнации», и без малого сотня фирм, начавших работу в 2025 году, уже ликвидированы...
Но есть и другое объяснение обвального падения продаж самых дорогостоящих и еще недавно самых привлекательных товаров отечественного рынка. Нашим гражданам впервые в жизни предложили вполне реальный и гораздо более интересный вариант вложения денег: накопление капитала с перспективой купить квартиру побольше, а машину — получше или стать рантье, чтобы жить дальше на проценты с капитала.
Вот цифры: по данным Банка России, в июне 2025 года объем средств на счетах и вкладах физлиц вырос на 900 млрд рублей. А общий объем сбережений населения достиг 60,3 трлн рублей — на 21,4% больше, чем год назад. То есть всего за год российские владельцы банковских депозитов заработали 25,8 млрд. Средний размер вклада физического лица достиг 413 тысяч рублей.
Копить деньги для людей со средним достатком непросто: это требует достаточного заработка на ежедневные траты, а еще силы воли и способностей к самоограничениям. Но в результате еще вчера отнесенный в коммерческий банк 1 млн мог принести прибыль в 220-240 тысяч рублей — годовую пенсию инвалида II группы. Еще год — и у вкладчика появлялась «ежемесячная пенсия по старости», которую менее расчетливый сосед должен зарабатывать 30-летним трудом. А далее положенные на долгосрочный банковский вклад деньги начинают приносить прибыль — чем дальше, тем больше. После недавнего снижения ставки ЦБ эта скорость уменьшилась, но остается достаточно высокой.
Большинству населения потребовалось время для осознания этой закономерности. Однако сегодня финансовая грамотность впечатляет. Если в 2000 году, по опросам, лишь 11% населения имели денежные сбережения, то ныне доля таких граждан превышает 52%. Далеко не все становятся рантье. Но вот опять-таки сравнение: в 2000 году доля депозитов физических лиц в банковской системе составляла 18,7%, а к началу нынешнего года — уже 26,92%.
Сегодня этот «банковский плюс» приносит «экономический минус». Потому что 900 млрд накоплений — это не купленные 300 тысяч новых автомобилей, десятки тысяч уже построенных, но простаивающих и незаселенных квартир. Это появившиеся возможности и стремление «еще немножко подкопить», потому что раньше, когда проценты по вкладам не успевали за инфляцией, таких вариантов не было. Но такая ситуация может обернуться банкротством автозавода или строительной компании.
Надолго ли наши нынешние самоограничения? Скорее всего, да. «Депозиты останутся привлекательными для россиян еще долгое время, несмотря на снижение ставки по вкладам, будут выше инфляции, — заявила глава Центробанка России Эльвира Набиуллина. — Потому что мы будем снижать ключевую ставку постепенно, по мере снижения инфляции. Мы будем исходить из того, что ставки по депозитам будут оставаться выше инфляции, то есть они позволят обеспечить сохранность от обесценения из-за инфляции сбережений».
Но заглянем в кошельки граждан других стран. Они ведь тоже копят — на машины и дома-квартиры, на поездки на курорты, на образование детям. Международный банк Credit Suisse недавно опубликовал результаты ежегодного исследования состояния частных хозяйств в разных странах мира. И выяснил, что накопления каждого взрослого североамериканца составляют в среднем 340 тысяч долларов, а каждого взрослого европейца — почти 146 тысяч долларов. По подсчетам Credit Suisse, среднестатистический гражданин в Германии имеет на счету 115 тысяч евро, что позволяет ему не бояться потерять работу в ближайшие два-три года.
Будем надеяться, что банковские «заначки» россиян в недалеком будущем хотя бы приблизятся к европейским и они перестанут быть помехой для покупки и автомобилей, и комфортного жилья сегодня, а не «после дождичка в четверг». Но для этого нужно прежде всего поднять Россию в мировом рейтинге среднемесячных зарплат с нынешнего 65-го места хотя бы до 30-40-го. А еще лучше — до 14-го, как в Австралии.