По данным МВД, за первые пять месяцев этого года через мессенджеры совершено более 76 тысяч IT-преступлений. Больше всего случаев зафиксировано в Telegram - свыше 51 тысячи, в WhatsApp - 24 тысячи. Ущерб от мошенников превысил 198 млн рублей.
"В WhatsApp и Telegram действительно много фейковых аккаунтов, фишинговых ботов и схем обмана. Злоумышленники создают копии профилей знакомых, рассылают вредоносные ссылки и используют уязвимости в системах", - рассказал "РГ" заведующий лабораторией доверенного ИИ РТУ МИРЭА Юрий Силаев.
Для обеспечения безопасности россиян и предоставления возможности пользоваться единой безопасной платформой президент подписал закон о создании национального мессенджера. Новый сервис объединит функции мессенджера и сервисов государственных, муниципальных и образовательных услуг. Платформа призвана стать безопасной и конкурентоспособной альтернативой иностранным мессенджерам, многие из которых покинули Россию из-за санкций или были заблокированы, так как предоставляли площадку экстремистам и кибермошенникам.
"В первую очередь России нужен национальный мессенджер для развития цифрового суверенитета - снижения зависимости от зарубежных платформ, которые могут в любой момент ограничить функционал или передавать данные третьим сторонам. Кроме того, национальные сервисы, такие как MAX, могут предложить интеграцию с государственными услугами, включая электронную подпись и подтверждение личности. Это также может помочь в борьбе с мошенничеством, поскольку регистрация будет привязана к российским номерам и верифицированным аккаунтам", - указывает Юрий Силаев.
Еще в конце июня MAX сообщил о регистрации миллиона пользователей на мобильных устройствах и компьютерах. За несколько недель в мессенджере отправлено 14 миллионов сообщений, совершено более 420 тысяч звонков, сообщили в пресс-службе. Средняя продолжительность голосового вызова в MAX составила 8 минут 6 секунд. Для улучшения качества передачи голоса в MAX внедрена технология, которая устраняет искажения, подавляет фоновый шум и автоматически добавляет пропущенные обрывки слов длительностью до одной секунды.
Также недавно в России представили новый отечественный мессенджер "Молния" от компаний "Ред Софт" и Passion Tech. Этот проект будет представлять собой суперапп - сервис, объединяющий функции мессенджера, социальной сети и торговой площадки.
Кроме мессенджеров, россияне активно используют сервисы видео-конференц-связи (ВКС). Часто они не дают возможности переписываться, но позволяют быстро созвониться с близкими с видео. Например, популярные платформы сегодня - "Яндекс Телемост", eXpress, "МТС Линк", "Контур.Толк", TrueConf, DION, "VK Звонки" и другие. Из зарубежных ВКС выделяются Zoom и Google Meet. Однако эти площадки не выполняют требования российского законодательства, а значит, к ним неминуемо возникнут вопросы.
"Если рассматривать историю изменений медиапотребления в интернете, то тенденция 2010-х годов была в том, что под каждую жизненную функцию человека создавалось отдельное приложение. Отдельно для заказа такси или еды, социальные сети и мессенджеры, даже отдельное приложение для так называемого чекина в кофейне. Шел процесс создания различных разъединенных сервисов. А последние пять-шесть лет, наоборот, работает путь сбора множества функций в одном месте. По этому пути успешно пошел Китай - у них появились WeChat и Alipay. Это платформы, в которые интегрированы различные приложения, от оплаты ЖКХ до покупок в ресторанах и безналичных операций", - рассказал первый заместитель генерального директора АНО "Диалог Регионы" Кирилл Истомин.
Он добавляет, что запрос на платформенность и наличие всего в одном месте - это общемировой тренд, и Россия тоже идет по этому пути. Сейчас медиапотребление концентрируется, и в этом направлении есть три основных лидера - "Яндекс Go", VK и Telegram, указывает эксперт.
"Сайты будут терять аудиторию с учетом тенденций медиапотребления и технологического развития: использования искусственного интеллекта, который сразу дает пользователю определенное саммари. От этого выигрывают крупные платформы, которые будут добавлять в свои приложения все больше функций, в том числе поиск информации. Если, например, Telegram начнет у себя внедрять сервисы доставки еды или такси, добавляя это к основному функционалу мессенджера и чтения каналов, он сможет развиться в полноценный суперапп. Также и "Яндекс Go", если будет двигаться в сторону внедрения функций общения пользователей и новостных ресурсов", - добавляет Кирилл Истомин.
Также в социальные сети переходит функционал многих других приложений, включая банковские услуги и покупку товаров. При этом нет ни одного решения, которое бы не использовало функционал социальных сетей - делиться с друзьями, пригласить знакомого или сделать совместный пост.
"Мы получаем единую точку входа в большую экосистему. Сейчас мы по привычке пользуемся кнопками и что-то выбираем. А в будущем это будет делать голосовой помощник. Нам останется своим голосом уточнить детали задачи или заказа. Такой ассистент в экосистеме все сделает самостоятельно без необходимости нашего участия", - рассказал профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Комаров.
С другой стороны, по его словам, человеку хочется с чем-то взаимодействовать физически. Вероятно, что и помощники, которые являются программными реализациями и приложениями, будут созданы в формате физических объектов, полагает Михаил Комаров.