Цена отсечения по нефти в рамках бюджетного правила будет поэтапно снижена с нынешних $60 до $55 за баррель российского сорта Urals к 2030 году. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов в ходе пленарной сессии Московского финансового форума 18 сентября. Цена будет снижаться с шагом $1 ежегодно, то есть в 2026 году она будет составлять $59 за баррель (Силуанов в интервью Радио РБК в начале сентября называл такую цену на следующий год, но не пояснял, что это будет частью поправок в бюджетное правило). По существу, при отсутствии иных изменений в правиле снижение базовой цены нефти будет означать увеличение сбережений и сокращение предельных расходов федерального бюджета относительно того, как если бы цена отсечки оставалась на уровне $60. Опрошенные РБК аналитики говорят, что такое сокращение расходов в 2026 году окажется незначительным. А кроме того, базовая цена по нефти в 2023 году была фактически пересмотрена сразу на $15 — с $45 до $60, что позволило переместить расходную планку вверх на фоне проведения специальной военной операции на Украине и санкционного давления на экономику.
«Мы, по сути дела, возвращаемся к тем принципам, которые у нас были заложены в 2017 году при подготовке бюджетного правила. Помните, там была цена $40 за баррель как отсечка для формирования доходов, идущих на расходы? Эта цена индексировалась каждый год на 2%. Если бы сейчас оно существовало (мы чуть ослабили его в период ковида, потом всех санкций), если бы мы сохраняли эту динамику, то примерно $55 бы получили к 2030 году», — пояснил Силуанов.
Насколько решение связано с ценами на нефть?
В январе—августе 2025 года средняя цена Urals, согласно ежемесячным данным Минэкономразвития, составила $59,1 за баррель, то есть чуть ниже уровня $60. В результате с мая 2025 года бюджет недополучает нефтегазовые доходы (минус 113 млрд руб. относительно базового уровня в мае—августе), что транслируется в продажи юаней и золота из резервов (хотя и относительно небольшие), подкрепляющие курс рубля.
Экономисты ЦБ в 2022 году писали, что в оптимальном варианте граница отсечения должна быть «несколько ниже долгосрочных равновесных уровней, позволяя в благоприятные периоды накапливать и поддерживать объем средств, достаточный для прохождения неблагоприятных периодов». «Аналитики говорят о том, что в среднесрочной перспективе Brent [международный эталон] будет стоить где-то $60–65 за баррель. Сегодня у нас существуют дисконты к марке Brent, поэтому мне кажется, что тот прогноз, который сделан в Министерстве экономики по цене на нефть, достаточно взвешенный, $59, где-то $60 в последующие годы», — говорил Силуанов РБК ранее в сентябре.
«В умеренно-консервативных предпосылках диапазон $55–60 — это разумный ориентир для прогноза средних нефтяных цен на ближайшие несколько лет. Если базовая цена на нефть в бюджетных расчетах находится в среднем близко к фактической экспортной цене, ФНБ систематически не тратится, но и не пополняется», — рассуждает старший директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. К факторам, которые могут способствовать снижению цен на нефть, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин относит переход на электротранспорт, снижение темпов роста мировой экономики (в том числе из-за тарифных войн), рост предложения со стороны ОПЕК+ и новых нефтедобывающих регионов — например, таких как Гайана.
«В свои прогнозы на 2026 год мы закладываем среднюю цену на нефть Brent на уровне $64 за баррель после $70 в этом году и $82 в 2024 году», — говорит главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. «В условиях геополитического противостояния с Западом дисконт российской нефти к Brent колеблется, то сужаясь, то расширяясь. Поэтому мы считаем оправданным подход закладывать консервативные предпосылки по нефтяным ценам в бюджет», — добавляет он.
«В целом понижать планку отсечения, конечно, нужно, чтобы хоть какие-то средства саккумулировались в ФНБ. Иначе он будет исчерпан, и смысл его существования как бы теряется», — замечает директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. На 1 сентября 2025 года ликвидная часть ФНБ составила эквивалент 3,9 трлн руб. ($48,9 млрд). Силуанов в апреле призывал довести ликвидные активы ФНБ «до уровня трехлетнего бесперебойного финансирования расходных обязательств при стрессовом развитии ситуации на нефтяном рынке». С учетом ожидаемой динамики цен на углеводороды ликвидная часть ФНБ будет сокращаться, в 2026 году ожидается чистое расходование средств ФНБ в рамках бюджетного правила — в связи с этим, возможно, стоит рассмотреть вопрос о снижении базовых цен на углеводороды в бюджете (это еще и базовая цена по газу — сейчас $250 за 1 тыс. куб. м), отмечал ЦБ в недавнем проекте основных направлений денежнокредитной политики.
Как сообщил РБК чиновник, знакомый с ходом подготовки проекта бюджета, средняя цена Brent на 2026 год прогнозируется на уровне $70 за баррель (РБК направил запрос в Минэкономразвития). По данным Argus, в августе дисконт Urals в российских портах к эталону NSD («Североморский датированный»; аналог Brent) составлял $12,5 за баррель.
Поэтапное понижение базовой цены нефти снизит уязвимость и повысит устойчивость бюджета, заверил замминистра финансов Владимир Колычев на сессии Московского финансового форума «Макроэкономика как компас в мире инвестиций». Он подчеркнул, что доля нефтегазовой экономики естественным образом в России снижается, и «если лет пять назад нефтегазовые доходы в бюджете были процентов 40%, то в ближайшие три года будут около 20%».
Как изменения повлияют на бюджетные расходы?
Снижение базовой цены сырья в бюджете приводит фактически к перераспределению некоторой части текущих расходов в пользу накапливаемых резервов. По определению бюджетного правила снижение базовой цены нефти при прочих равных будет означать сокращение расходов бюджета относительно бюджета при $60 за баррель, солидарны опрошенные аналитики.
Единовременное снижение цены отсечения — например, на $10, о котором шла речь в апреле, — равносильно снижению расходов федерального бюджета на 0,7% ВВП в год, это «заметная величина для экономики» и могло бы оказать негативное влияние на экономическую активность, говорит главный экономист группы ВТБ Родион Латыпов.
«Постепенное снижение цены отсечения приведет к снижению потолка расходов в реальном выражении, но достаточная плавность этого процесса может позволить не снижать расходные обязательства в номинальном выражении — в такой форме маневр осуществить проще», — указывает Куликов, добавляя, что по части расходных статей фактически бюджетную консолидацию обеспечит инфляция. Сентябрьский консенсус-прогноз ЦБ среди аналитиков предполагает, что средняя инфляция в 2026 году составит 5,1%, а на конец года — 4,7%.
По оценке Латыпова, минус $1 за баррель равносильно снижению расходов примерно на 0,07% ВВП в год, что в текущих ценах эквивалентно около 150 млрд руб. Изменение на $1 в цене отсечения соответствует величине чуть меньшей, чем 0,1% ВВП по расходам, соглашается Куликов. При прочих равных (в том числе по курсу рубля) это означает сокращение расходов на 150–200 млрд руб. в год — «очень щадящий сценарий», говорит эксперт ЦМАКП Эмиль Аблаев. Согласно консенсусу от ЦБ, средний курс в 2026 году прогнозируется в 96 руб. за доллар, при том что сегодня официальный обменный курс составляет 83,2 руб. По словам Скрябина, речь идет о сумме порядка 200 млрд руб. ежегодно.
В 2025 году у правительства есть проблемы с финансированием запланированных расходов в связи с недобором доходов, указывают аналитики. «[В этом году] недобирают некоторые ненефтегазовые доходы. А расходы-то уже сверстаны», — поясняет Аблаев, добавляя, что и нефтегазовые доходы (привязанные к долларовым ценам на нефть. — РБК) будут еще меньше из-за более крепкого, чем ожидалось, рубля. Силуанов уже говорил, что в этом году может понадобиться увеличение госзаимствований.
Что это говорит о будущем направлении бюджетной политики?
В текущей геополитической ситуации и в условиях замедления роста экономики «есть большие запросы на госрасходы», отмечает Васильев. «Поэтому снижать их (в реальном выражении) — это непростая задача», — замечает он.
«Я думаю, что это [поэтапное снижение базовой цены] никак особо не отразится на расходах. Расходы будут соблюдены, где-то урежут, может быть. У нас сейчас есть важные расходы, они вряд ли будут уменьшены», — рассуждает исполнительный директор Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Сергей Приходько.
В изначальном бюджете на 2025 год самым затратным должен был стать «оборонный» раздел (13,1 трлн руб. из 41,5 трлн общих расходов), далее — социальная политика (6,9 трлн), национальная экономика (4,4 трлн). По состоянию на 18 сентября «мы не услышали даже общих параметров бюджета», замечает Климанов.
Как заявил на вечерней сессии Московского финансового форума председатель набсовета Мосбиржи Сергей Швецов, бюджет страны фактически будет «военным» еще 5–8 лет независимо от сроков наступления мира на Украине.
Васильев не считает, что планы небольшого ежегодного сокращения расходов как-то могут быть связаны с перспективой урегулирования на Украине. «Геополитическая ситуация остается крайне непредсказуемой, особенно учитывая текущее противодействие Европы урегулированию конфликта. Мы считаем, что постепенное снижение цены отсечения скорее связано со снижением нефтяных цен на мировом рынке и желанием Минфина и правительства подстраховаться на ближайшие годы, сделать бюджет более устойчивым к колебаниям нефтяных цен», — указывает он.
Аблаев допускает, что «на столе» были два варианта — $55 за баррель со следующего года или снижать цену отсечки постепенно. Первое «не позволяют нынешние бюджетные обязательства», однако «что будет к 2030 году, неизвестно». «Я думаю, взяли время «на посмотреть» и это в целом хороший сценарий. Действительно ли к 2030 году доведут до $55, как планируют, — не факт», — рассуждает эксперт.
Как снижение цены отсечки скажется на политике ЦБ?
Для денежно-кредитной политики «здесь и сейчас» важен бюджетный расклад на оставшуюся часть 2025 года, но в более долгосрочной перспективе снижение цены отсечения должно способствовать снижению бюджетного стимула, а это может потребовать меньшей жесткости со стороны денежно-кредитной политики, говорит экономист «Ренессанс Капитала» Андрей Мелащенко.
Силуанов сказал 18 сентября, что при подготовке бюджета на 2026–2028 годы была поставлена задача, чтобы «бюджет помог размягчить денежно-кредитную политику сегодняшнюю». А если сократить бюджетный дефицит и не снизить ключевую ставку, то тогда «экономика встанет совсем», предупреждает Климанов.
В целом снижение цены отсечения — это дезинфляционный фактор, так как он ограничивает расходы бюджета, говорит Васильев, «однако сейчас есть риски расширения дефицита бюджета в этом и последующих годах».