ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Авг. 12, 2025

Как пережить смерть ребенка?

Рейтинг: 0

Автор: Дарья ТЕЛЕНКОВА. Фома

Смерть ребенка делит жизнь родителей на до и после. И как быть в этом «после», часто совершенно не ясно. В поиске ответов мы обратились к семейной паре, потерявшей сына, иерею Антонию Смирнову (клирику московского храма святого Иоанна Воина на Якиманке) и его супруге, матушке Ольге Смирновой, родителям троих детей, и попросили их, опираясь на собственный опыт, поддержать родителей, переживающих это горе.

* Четыре года назад у отца Антония и матушки Ольги умер сын Лука, один из близнецов, родившихся с синдромом ДЦП.

«Я на своем опыте ощутил то, что знал в теории». История личной потери

— Отец Антоний, через пару дней после смерти вашего сына Луки вы написали у себя в соцсетях: «Сегодня 9 лет нашей росписи с Олей. Один ребенок в раю. Хороший результат». Вам, как верующему человеку, священнику оказалось легко принять уход сына?

Отец Антоний Смирнов: Это было очень дерзко сказано. Мы, конечно, не ходили целыми днями и не радовались, что это случилось. Мне тогда важно было сказать это самому себе. Тот мой пост — это был момент глубокого осознания. Посреди боли и горя, на самом деле.

Некоторых мои слова сильно смутили, мне писали: «Как вы можете такое говорить, когда у вас умер ребенок!» Но это были слова верующих родителей, православных христиан, из глубокого ощущения, что это правда так. Это написал отец, у которого ребенок все шесть лет своей жизни страдал. И когда он умер, это было очень тяжело, это было шоком, но в то же время, как верующий человек, я понимал, что Лука освободился от своих телесных мук и что теперь он точно в раю. Господь сказал: тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7:14) и кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк 8:34). Вот такой путь в Царство Божие выпал нашему ребенку.

Мне, как верующему человеку, который знает Бога, было проще понять и принять эту смерть. Но это не значит, что мне как родителю было легче, чем другим. Нет, мне было очень тяжело.

Знаете, некоторые православные люди принципиально отказываются скорбеть по умершему близкому: не плачут, одеваются во все светлое на похороны — мне такая позиция не близка. Я считаю, что верующий человек, священник имеют полное право скорбеть, плакать, расстраиваться. И мы с матушкой и плакали, и скорбели.

Что для вас было самым трудным, может быть, невыносимым в вашем переживании?

Отец Антоний Смирнов: Чувство вины. Наверное, любой родитель — он ведь отвечает за своего ребенка — начинает сразу думать: что я не сделал, о чем не подумал, что не предотвратил? В нашем случае: к какому врачу не сводил? С момента рождения наших детей с диагнозом ДЦП вся наша жизнь соткана из больниц, реабилитаций, операций. И когда Лука умер, я почувствовал, как сильно вина может захлестнуть, и если дать ей волю, то можно и в депрессию провалиться. Это, наверное, было труднее всего.

Я буквально заставлял себя трезво воспринимать ситуацию. Прямо говорил себе: это было вне моей власти. Я не врач, не чудотворец и не могу прыгнуть выше своей головы. Близкие люди нас поддерживали, говорили: вы были лучшими родителями, которые положили все эти шесть лет на то, чтобы ваш сын был счастливым. Это было очень важно услышать.

Матушка Ольга Смирнова: Когда мы с Лукой приезжали к врачам или реабилитологам, многие из них хватались за голову и говорили: «Ой, а вы здесь вот это упустили! Ой, а что же вы туда-то не ходили, сюда-то не ходили». Хотя все шесть лет жизни сына мы ни дня не сидели на месте, искали варианты, обращались к разным врачам. Но проблема в том, что в ситуации с ДЦП нет единой таблетки для каждого ребенка. И если одному помогает одна реабилитация, то другому не помогает. И мы все эти годы изучали вопрос, и порой даже знали, как помочь нашему ребенку, лучше, чем врачи скорой помощи, даже сами давали указания. Но вот такие обесценивающие реакции врачей все равно оставляют след, сеют сомнение: а вдруг и правда надо было поехать в ту больницу...

Хорошо помню, как один священник сказал мне: «Ты мама, и ты прошла большой путь, ты уже молодец, что ты вообще все это несешь на своих плечах вместе с мужем». Мне было важно услышать эти слова поддержки. Он сказал мне отгонять от себя мысли о вине, не думать об этом. Если это случилось, значит, так было нужно.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни