В Санкт-Петербурге продолжается XI международный форум объединенных культур. Можно ли объединить культуры в разъединенном мире? Нужен ли госзаказ на шедевры? Принадлежит ли Леонардо да Винчи только итальянцам? - самые интересные диалоги на полях форума "РГ" обсуждает в эксклюзивном интервью с генеральным директором Эрмитажа, академиком РАН Михаилом Пиотровским.
А с этим связана еще и проблема апроприации, то, что раньше называлось заимствованием и считалось хорошим делом, а теперь считается плохим. "Моя культура, не смейте из нее ничего брать" - очень сильная тенденция сегодня.
Еще одна проблема - атрибуция. Кому принадлежит тот или иной великий художник - итальянцам, французам, немцам, голландцам, русским, украинцам? У нас в Эрмитаже висит "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи. Место смерти художника - французский Амбуаз, а место рождения не Италия (ее тогда не было), а деревня в герцогстве Тосканском. И вот художник как бы итальянский, но родился не в Италии… И с этим со всем тоже надо разбираться, потому что из этого выливается проблема реституции. И все это мы будем активно обсуждать на форуме объединенных культур.
И, конечно, не обойдем вниманием идею партиципации - культуры участия и соучастия. Музеи и культура, несомненно, должны активно участвовать в общественной жизни. Но при этом сами определяя, как в ней участвовать. Мы должны делать то, что соответствует нашей линии, нашей политике, нашим традициям, и опыт чего у нас есть. Сложная для всех проблема - критерии успеха. Мы уже поняли, что повышение количества посетителей для нас не главное. Когда их слишком много, музею плохо. И у "доходности" как критерия тоже есть ограничения, иначе начинается уход в коммерцию и теряются реальные культурные задачи.
На мой взгляд, очень важный критерий - количество людей, которых музей принимает бесплатно. Потому что он принимает их бесплатно, вынув деньги из своего кармана. Значит, он хорошо работает, у него много посетителей, и он может позволить себе это. Мы, например, каждый месяц вводим какие-то новые льготы для своих посетителей.
Больная вещь для музеев - кадры. Обычно министерство говорит об их дефиците, а музейщики часто не довольны теми или иными назначениями… И сейчас иногда людей назначают (это касается не только музеев) на руководящие посты не навсегда, а на короткие сроки. Человек знает, что он в любой момент может смениться, но это создает некий розыск кадров и помогает сформировать кадровый резерв - такой, каким он должен быть.
Идеи должны быть осязаемы
Вы сейчас по поручению президента составляете в Совете музеев программу развития музейного дела в России?
Михаил Пиотровский: Несмотря на то, что у нас в государственных документах много говорится об участии общества в государственной политике, но то, что наработала наша общественная организация - Союз музеев, - впервые будет представлено в правительство и включено в программу.
И мы составляем программу с таким замахом, чтобы она была приемлемой и для нас, и для музеев во всем мире…
И увязываем с этим много философских вещей.
Например, настаиваем, что идеи должны быть осязаемы, и объединяем мистику и тактильность.
Музей - не место развлечения, но и место развлечения - потому что тактилен. И в то же время в музеях должна быть и своя мистика.
Что вы вкладываете в понятие мистики? Заряженность смыслами? Что для вас мистично в Эрмитаже?
Михаил Пиотровский: Да, и заряженность смыслами, которые - и это нужно понимать - не всеми могут и должны прочитываться. Человек может выбирать разные уровни смыслов. У некоторых людей душа более открыта ко всякой мистике. Но она не обязательно должна быть открыта к ней у каждого. Но в великом искусстве, как и в великом музее, должно быть что-то для каждого. Кому-то красиво, кому-то интересно, кого-то берет за душу, кого-то нет, а кого-то сегодня берет, а завтра нет.
Поэтому в разрабатываемой нами программе есть своя философская часть - музей как код нации, национального самоощущения и понимания всего. Музеи существуют по всей России, они держатся Россией и каждый по-своему рассказывает ее историю.
Еще одна тема - музей как представитель суверенных культур. Моя культура, чужая культура - сейчас это стало очень острым.
Очень важно направление, которое я называю "я не робот". Нарастающая цифровизация и у нас в музеях несет немалые опасности, и про них уже начали говорить. Когда машина дает задание, а где-то посередине крутимся мы, люди, все начинает ужасно примитивизироваться. И может произойти большое обеднение.
Вечная тема - доступность. У нее два понимания - когда каждый может зайти в музей и когда каждый понимает увиденное в музее. Последнее понимание редко и должно воспитываться. Уважением к музею и инклюзией, когда музей делает понятным человеку все, содержащееся в музейных вещах, - и старое искусство, и новое, и мистику его.
По каким принципам будут финансироваться музеи?
Михаил Пиотровский: Нужно помнить, что в культуре есть вещи ради вечности. И это то, что должно поддерживаться государством.
Есть госзаказ, когда государство дает деньги и вправе требовать что-то за них.
И есть креативная индустрия, где культурная деятельность активно монетизируется и с нее получают доход. Но получать доход надо так, чтобы искусство все-таки оставалось при этом искусством. Для этого тоже нужна определенная поддержка государства и льготы, чтобы не все уходило в чистую коммерцию.
Реставрация, как косметическая хирургия, требует осторожности
В Эрмитаже выставили отреставрированных нидерландских Мадонн… Вы много раз говорили, что нужны серьезные инвестиции в реставрацию. Будут ли они?
Михаил Пиотровский: Это одна из основных задач нашей программы. Нам нужно сохранить все то, что у нас есть. Причем сохранить с умом. Потому что не все надо реставрировать. Реставрация, как косметическая хирургия, тут все надо делать осторожно. А кроме того, она главный инструмент музейной науки. Когда вы снимаете лак, начинается исследование. Все становится лучше видно не только посетителю, но и музейщикам - мы находим подписи, видим работу мастера, понимаем, почему это было написано. Музейщику невозможно без реставратора, а реставратор бесполезен без музейного хранителя.
Один из важных вопросов - четкое разделение музейной и очень сейчас распространенной торговой реставрации. Надо понимать разницу между рынком художества и музеями. Часто идет реставрация торговая, когда картина должна стать красивой, радовать глаз покупателя, висеть на стене и служить удовольствием, а не исследованием. У нас же реставрация - часть науки.
Нужно придумать, как построить систему реставрации. У нас уже есть большие реставрационные центры, как центр Грабаря. Сейчас в Ленинградской области построили замечательно оборудованный и тоже уже работающий центр как бы для всех музеев. Но надо понять, сколько таких центров еще надо построить.
Мы проводим школы реставрации в Крыму, на Урале, во Владивостоке. На Днях Эрмитажа наши реставраторы устраивают мастер-классы и делятся опытом с реставраторами других музеев России. И иностранных, кстати, тоже - с Оманом у нас такие связи, с Китаем.
Еще вариант - стажировки реставраторов у нас в музее. Сейчас пытаемся составить гибкую работающую схему и посчитать, сколько денег на это надо…
Такие универсальные музеи, как Эрмитаж, дают пример того, как разные культуры могут сосуществовать вместе, не оскорбляя друг друга. Это на самом деле актуальнейшая вещь сегодня.
Так что когда нас начинают учить тому, что должны делать российские музейщики, мы отвечаем, у нас есть громадный опыт, как спасать свое культурное наследие. Нужно сохранять культуру и музеи, а не грабить их, как ограбили крымские музеи, передав вывезенные из них вещи в Киев.
У России, повторю, громадный опыт в делах защиты своей культуры.
Поздравление
Премьер-министр России Михаил Мишустин переназначил Михаила Пиотровского на должность генерального директора Эрмитажа на следующие пять лет. Напомним, что он руководит музеем с 1992 года.
Михаил Пиотровский - академик Российской академии, действительный член Российской академии художеств. В 2003 году награжден Президентской премией в области литературы и искусства, в 2017 году - Государственной премией Российской Федерации в области литературы и искусства.
Редакция "РГ", где периодически публикуются интервью с Михаилом Борисовичем, поздравляет своего постоянного автора.