Прикольное. Четырехугольное...
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Комсомольская Правда (толстушка - Россия)
Почему за странное современное искусство платят миллионы?
На аукционе «Кристис» на днях продали картину французского художника Ива Кляйна. Цена сделки - 18 млн евро (на минуточку, 1,6 млрд рублей). «Калифорния» - это четырехметровое полотно, залитое синим цветом. Ни портретов, ни пейзажей. Просто синий прямоугольник. И за это отдали сумму, на которую небольшой российский город вроде Калуги может жить месяц! «КП» разбиралась, почему современное искусство такое дорогое и зачем его покупают.
Придумал свой цвет
Кто же такой Ив Кляйн? Родился
в 1928 году в семье художников в Ниц-
це. Никогда не учился живописи, за-
то изучал морское дело и иностранные
языки. До того как стал знаменитым,
зарабатывал, проводя тренировки по
дзюдо, несколько месяцев жил в Япо-
нии, обучался единоборствам и пер-
вым из европейцев получил черный
пояс. Но спортивная карьера не сло-
жилась, а вот художественная пошла
в гору. Кляйн начал выставлять свои
монохромные работы - полотна, за-
литые одним цветом. В 1957 году ху-
дожник придумал «свой» синий цвет.
Разработал пигмент, который дает
особенный оттенок. Даже запатенто-
вал формулу, но никому не продавал -
пользовался исключительно сам. Ши-
рокую известность ему принесла одна
выставка. К гостям вышли обнажен-
ные модели, покрытые синей краской,
и художник рисовал телами девушек.
Такие работы Кляйн называл антропо-
метрией. Мастер много эксперимен-
тировал - рисовал с помощью огнеме-
та, подставлял холсты под дождь, ис-
пользовал в качестве краски золото...
Умер художник в 1962 году в 34 года
от сердечного приступа...
Другой пример, когда не знаешь, че-
му больше удивляться - самой работе
или ее цене, - творение британского
художника Дэмьена Херста, выстав-
ленное в Лондоне в 1991 году. За вы-
чурным названием «Физическая не-
возможность смерти в сознании жи-
вущего» скрывалась 4-метровая туша
тигровой акулы в прозрачной ванне
с формалином. Такое мы и в Кунстка-
мере видели, скажет искушенный зри-
тель. Но художник уверял: созерца-
ние дохлой акулы натолкнет челове-
ка на важные мысли о жизни и смерти.
В итоге акулу купил один из коллекци-
онеров, по слухам, за 12 млн долларов.
За успешным художником стоит продюсер
Но почему люди готовы выклады-
вать за современное искусство мил-
лионы?
- Аукцион - это игра для взрослых, -
объясняет известный питерский худож-
ник и галерист Алексей Сергиенко. -
Еще один фактор - люди покупают
рекламную кампанию. Человек хочет
показать, что может позволить себе
картину за безумные деньги. У меня
был случай, когда на бизнес-форуме
я продал свою визитную карточку
в виде волчка из бронзы за миллион
рублей. Покупатель пришел на форум
специально, чтобы приобрести что-
нибудь маленькое и дурацкое за боль-
шие деньги. Всем было интересно, что
за человек покупает визитку за мил-
лион. К нему подошли люди, он по-
знакомился и продал им свои услуги.
Та же история с акулой. Тот, кто ку-
пил ее, установил ванну в своем зда-
нии на Манхэттене. И тут же поднял
стоимость аренды в разы. Люди хотели
снять офис в том месте, где находится
скандальное произведение искусства.
А вот арт-критик Лиза Савина от-
мечает, что современное искусство
ценится не за портретное сходство
или точность пейзажей, а за концеп-
ции и идеи. И за возможность дохо-
да. Отдавая миллионы, покупатели
рассчитывают получить прибыль. За
несколько лет цена такой работы мо-
жет вырасти на 100, а то и на 500 про-
центов.
- Арт-рынок можно сравнить с рын-
ком ценных бумаг или криптовалют.
Цена на биткоин никого не смущает?
А он вообще ничем не обеспечен, - го-
ворит эксперт. - Цены на арт-рынке
определяются именем художника,
а еще легендой, которая создана во-
круг его работы.
Чтобы оказаться в топе, худож-
нику мало придумать что-то ориги-
нальное. Надо дружить с галериста-
ми, критиками, журналистами. Кар-
тины должны несколько лет повисеть
в известных галереях, продаться. Тог-
да ценник растет. Иногда хитрые про-
дюсеры выставляют работы на аукци-
оны втридорога и сами же их выкупа-
ют. Это создает нужный фон вокруг
художника.
- У меня есть своя методика: я вы-
вел 64 пункта, которые влияют на сто-
имость произведения современного
искусства, - говорит Алексей Серги-
енко. - Здесь важно абсолютно все.
Как только парочка пунктов просе-
ла - цена падает. И личность автора -
на первом месте. Чтобы стать дорогим
художником, нужно стать интерес-
ным человеком, попасть в инфополе.
Может ли любой желающий излить
на холст свой внутренний мир в ви-
де пары линий и трех клякс и на этом
заработать?
- Чтобы дорого продать картину,
должно совпасть все. Но главное -
то, что ты делаешь, должно быть ис-
кусством. Если ты не создаешь вещи,
которые вдохновляют людей, инте-
ресуют или как-то меняют жизнь, то
дорого ты это не продашь. Это будет
просто сувенирная продукция или
интерьерная живопись. Но не искус-
ство! - убежден Сергиенко.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.