Дмитрия Пескова атаковали вопросом: «Как Путин поедет из Тяньцзиня в Пекин». Там 120-130 километров. Лететь на самолете — слишком коротко. В прошлый свой приезд президент ехал на поезде вместе с председателем Си Цзиньпином. Быстро, удобно. Но Песков раскололся: поедет на «Аурусе».
Журналисты же отправились на поезде. Что из себя представляют китайские поезда? Есть обычные. Видели такой - плацкарт светится огнями и китайцами в безразмерных футболках и шортах. А есть высокоскоростные. Это был как раз наш вариант.
Внешне вагоны очень напоминают наши «Сапсаны». Говорят, китайцы провернули трюк: сначала скопировали один из поездов «Сименс» (а «Сапсан» спроектирован немцами), а потом его доусовершенствовали своими руками.
В итоге немецкие поезда летят от Питера до Москвы со скоростью 250 км/ч, а здесь не прошло и трех минут, как на табло горело 303!
Из Тяньцзиня состав выезжал почти битком. «Следующая станция - Пуу-тиин», - прозвучало в динамиках. Мы оживились: вот уважение, даже станцию именем нашего президента назвали? Оказалось - просто созвучное название, непривычное грубому русскому уху.
На станции «Пуу-тиин» - это в десяти минутах от Тяньцзиня - едва ли не все китайцы из поезда вышли. «Что такое? Не выдержали соседства с шумными русскими журналистами?» Да нет. Просто люди приехали домой после работы - в пригород.
Во дают китайцы! На работу на «Сапсанах» ездят.
До Пекина китайский поезд летел уже 347 километров в час - как боллид в «Формуле 1». Но если бы не табло в вагоне, мы бы об этом так и не узнали. Даже на полном ходу ощущение, что сидишь дома в любимом кресле - так плавно идет поезд.
Ничего, вот построим ВСМ, и российский поезд будет летать еще быстрее! Догоним и перегоним.
СКОЛЬКО СТОИТ
Билет на такой поезд от Тяньцзиня до Пекина стоит на наши - рублей 500.
ВСЕ В ПОРЯДКЕ, САССУ С НАМИ!
«Почему не на автобусе едем?» - любопытные журналисты не могли понять, зачем городить огород. Это же сначала надо всех загрузить в автобус, привезти на вокзал, загрузить в поезд, выгрузить, и снова на автобусе до отеля… Хорошо бы еще никого не потерять.
- Автобусом вы в Пекин поспеете как раз к концу послезавтрашнего парада! - объяснили нам сотрудники посольства.
В чем же дело?
Уровень безопасности в Пекине и Тяньцзыне не просто повышен, а взлетел до небес. Это и понятно: собралось больше 30 лидеров разных стран и организаций. На параде к 80-летию победы во Второй мировой будет не меньше.
Короче, в Китае и так часто километровые пробки на трассах, а с такими мерами безопасности - вообще караул. Быстро едут только президентские кортежи (например, Путин добрался за 1,5 часа).
Гостиницы, где живут делегации, тоже охраняются по высшему разряду. Несколько периметров охраны, досмотр на входе - как в аэропорту. А если остановился кто-то из высших лиц, выставляют даже почетный караул. Это как раз наш случай - судя по флагам, мы соседи президента Конго, господина Дени Сассу-Нгессо.
И вот совпадение, на 3 сентября у Владимира Путина как раз запланирована с ним встреча, уже вторая в этом году. А у Сассу-Нгессо еще и второй парад - в Москву на 9 мая он тоже приезжал. В Конго, видимо, почтение к победителям - на высшем уровне.
ГОРОД КОНТРАСТОВ
У жены как-то спросили: «Твой-то с Путиным ездит, омаров, наверное, ест ложками».
Маленький секрет: командировки с президентом - совсем не сахар. Путин работает в сумасшедшем темпе, и за ним надо успевать. Обеды и ужины отходят на второй план. А иногда и позавтракать получается только заполночь.
Этим мы и занялись с нашим фотографом Мишей Фроловым по приезду в Пекин. Вышли из гостиницы, а вокруг магазины - «Карл Лагерфельд», «Астон Мартин», «Феррари», «Ламборгини»… через дорогу живет президент Сербии Вучич. Представляете райончик?
- Тут, чтобы поесть, придется, наверное, почку оставить… - пробубнил я.
Переходим дорогу и вот удача: забегаловка (вот даже не кафе, а именно забегаловка). Обед на двоих - восхитительными китайскими пельменями и ведром (по-другому я такие тарелки назвать не могу) риса с жареной свиной кожей, куриной котлетой и какой-то травой нам обошелся в 95 юаней. Это 1 069 рублей и 70 копеек по курсу на 2 сентября.
Эх, ваши цены, да на наши Патрики…
ТОЛЬКО ДЛЯ САМЫХ ВАЖНЫХ ГОСТЕЙ
В первый день в Пекине работа кипела. Президент России вел переговоры и в резиденции «Чжуннаньхай» (это у Си, как Ново-Огарево у Путина), и в госрезиденции «Дяоюйтай» (там Владимир Владимирович разместился на время визита).
Мы отправились к «домашней» резиденции.
Дяоюйтай в переводе с китайского - платформа для ловли рыбы. Собственно, пруд здесь и правда шикарный: с пагодами и черными лебедями. Отделка зданий, изыски сада - все в лучших традициях Востока.
По легенде (а как писать из Китая без витиеватых легенд?) своему появлению «платформа для ловли рыбы» обязана императору Чжанцзуну (правил с 1189 по 1208). «Сын Неба» приехал сюда на рыбалку и замер, очарованный дивной красотой, щебетом птиц и плеском воды. Так Дяоюйтай стал местом «императорской рыбалки». Примерно через 450 лет император Цяньлун, также очарованный пейзажем, сделал «Дяоюйтай» личной резиденцией. В таком статусе дворец существовал до 1911 года.
Третью (а может и пятую) жизнь резиденция обрела в 1958 году. К 10-летию образования КНР пригласили гостей из других стран. А куда расселить? Вот и вспомнили про Дяоюйтай. С тех пор это Госрезиденция. И самое крутое место, куда селят только самых уважаемых гостей. Ну, как российский президент.
МУДРОСТЬ ТОВАРИЩА СИ
Для журналистов, которые вдруг заскучают, китайцы придумали неплохое развлечение: во всех пресс-центрах положили книги товарища Си и его соратников: «О государственном управлении» (толстенный том!), «Общие идеалы: компартия Китая и ее верные соратники по всему миру», «Инициатива: один пояс, один путь», «Китай: новое видение развития». Интересно, что больше всего книг почему-то на французском.
Глядишь, так и кандидатскую по политологии после командировки можно защитить.
РУССКИЙ - ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ
На языковой барьер в Тяньцзине мы уже жаловались. С ним не справлялся даже искусственный интеллект. Но в Пекине с этим стало проще (столица все-таки). Здесь многие и полицейские и работники отеля говорят по-английски.
Но в резиденции Дяоюйтай, где разместился Путин, моя мятежная душа успокоилась окончательно. В пресс-центре встретил китаянку, которая великолепно, почти без акцента говорит по-русски! Хотя она сама клялась, что «чистокровная местная».
- Как вас зовут? - спросил я.
- Русское имя или китайское?
У китайцев, которые живут в России, и правда есть «дополнительные» имена. В китайском много гортанных и шипящих звуков, которые мы просто не слышим. Поэтому, чтобы не объяснять каждый раз по буквам, например, «Хуэйцин Байцзясин», легче просто назваться Наташей. Так у моей бабушки, например, в 90-х была знакомая пара Вера и Ваня (китайцы, приехавшие в Россию). Кстати, наоборот это тоже работает: знаю русскую девушку, которая в 90-х жила на Тайване: там ее звали Фан Ма Ли, хотя на самом деле она Маша.
В общем, пока я величаво рассуждал на тему дружбы народов, китайское имя моей новой знакомой напрочь вылетело из головы.
- В России меня звали Таисия, - улыбнулась она.
Тая пять лет учила русский в Пекине, а потом на два года уехала в Россию оттачивать мастерство.
- Я, - говорит, - люблю Россию. У нас очень хорошие отношения.
В общем, наш человек.
КАК КОРРЕСПОНДЕНТ «КП» КРЕМЛЮ ПОМОГАЛ
(просто поверьте на слово, такое не придумаешь)
Есть такой анекдот: иду, а мне навстречу Путин. Вот у меня почти так: стою, а из-за угла Песков. И мне такой: «Иди сюда».
Дмитрий Сергеевич с командой выбирал место для финальной пресс-конференции президента, которая пройдет 3 сентября.
- Вот здесь, как думаешь, будет нормально? - пресс-секретарь главы государства показал на арку в китайском стиле. - Нет, боюсь, ветка будет мешать.
- Будет, Дмитрий Сергеевич. Не очень, - я согласился. Подошедшие коллеги подтвердили.
- А вот здесь куст сзади - будет плохо смотреться, - здесь Песков уже не советовался, просто констатировал.
Мы снова согласились.
Пресс-секретарь после этого дал указание подчиненным: «Выходите вон на ту лужайку каждые полчаса, смотрите, как свет падает». В таком важном деле все должно быть идеально - и свет, и фон, и даже ветки. Внимание к мелочам, кстати, это очень по-китайски…