Свершилось - у России появился новый и единый для всех школ учебник истории. Уже с 1 сентября по нему будут заниматься ученики с 5 по 11 класс. Удивительно, на раньше в стране было сразу 54 разных учебника истории! Как их все заменит один? И насколько он объективней западных аналогов?
Об этом «Комсомолка» расспросила одного из авторов единого учебника, академика, научного руководителя Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна.
- Как вы стали автором учебника по истории? И не смущало ли вас то, что он будет единственным?
- Я очень давно занимаюсь этой темой, и знал хорошо авторов прошлых учебников, консультировал. Все это время я сам был большим сторонником вариативного образования, чтобы у учителя была возможность выбрать один из нескольких учебников. Но с какого-то момента это приобрело уже абсолютно неподходящий характер. Выбор превратился в чистую формальность, по одним Средним векам, предположим, их целых 15 штук. Учитель физически не мог их все прочитать, увидеть различия и так далее.
- И это решение, как я понял - министра просвещения, была реакцией на тот хаос, о котором вы сказали. Нужно было привести систему в порядок. Поэтому, когда ко мне обратился министр, с предложением разработать учебник, я согласился. Конечно, он отличается по формам и назначению от предыдущих. Если прежние учебники были делом рук того или иного издательства, и, соответственно, авторов издательства, то новый учебник - государственный. Понятно, что тут есть патриотический контекст. Можно говорить о плюсах, минусах, но это реальность.
ЕДИНСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ
- Над учебником с вами, наверняка, работала целая команда? Что это за специалисты? Они лучшие?
- На самом деле многие работавшие над ним ученые - известны своей работой и над старыми учебниками. Что значит лучшие?! Это сложная вещь. В науке нельзя просто так назвать лучших. Но это блестящие специалисты. Что очень важно - они умеют писать учебники. Понимаете, есть очень хорошие историки, которые не умеют писать для школы. Это ведь не просто заумным языком научную диссертацию писать.
У нас были очень сильные авторы, на которых я мог положиться.
Что же касается качества учебника - у меня и коллег было условие, его полностью поддержал соредактор Владимир Мединский. Помимо экспертизы Минпросвещения, все эти учебники прошли экспертизу в науке. В частности, через Институт Всеобщей истории. Я отправлял учебник и в Московский госуниверситет, и в РГГУ, с тем, чтобы обеспечить научную часть.
КИНО В ПОМОЩЬ
- Новый учебник ведь должен быть не только лучше старых, но и быть современным?
- Сейчас полностью изменилась роль учебника. Раньше он был главным источником получения знаний. Сегодня это не так. Дети могут получать информацию из интернета. И она может не совпадать с тем, что написано в учебнике. Поэтому сильно вырастает роль учителя, как проводника - который объяснит, что у истории есть разные варианты трактовки.
Но и сам учебник должен быть максимально авторитетным.
С этим связан главный сдвиг - учебник перестал быть только текстом. Он имеет отсылки на археологические раскопки, музейные коллекции, документальные кинофильмы и литературные произведения. Он значительно расширяет источники информации, приводит подтверждения достоверности данных, и яркие, интересные истории.
- Можете привести примеры?
- Их сотни. По российской истории, особенно о Великой Отечественной войне выпущена масса фильмов. Сейчас идет сериал про Екатерину Вторую, есть сериал про Павла Первого, есть другое кино. Все отсылки на них можно найти в новом учебнике. Это серьезное подспорье и для учителя, который может показать детям что-то яркое и запоминающееся. И выбор учеников - тех, кого заинтересовала какая-то глава или история, ее можно изучать подробнее и в кино, и в литературе - такие ссылки там тоже есть, например Дюма и его роман «Три Мушкетера», как иллюстрация к эпохе Ришелье и Мазарини.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРЕН
- Какие учебники больше идеологизированны? Старые или новый, ваш?
- 22 июня мы встречались в Кремле с президентом и отдельно обсуждали, что старые учебники отличались идеологическим креном. Например, вся дореволюционная история до 1917 года была в негативе. Все императоры были отрицательными персонажами. Павел Первый вообще представлялся сумасшедшим. За доброе слово про Николая Первого можно было «лишиться партбилета».
Как всегда, у нас были такие перекосы. Если в советское время декабристы были самыми светлыми на свете, то в 90-х годах начали писать, что они были главными террористами в России. Сейчас мы все это описали спокойно, сбалансировано. Изменено отношение к Революции и Гражданской войне. Мы пишем и про белых, и про красных. О том, что своя правда была и у тех, и у других.
РУССКАЯ ЧЕСТНОСТЬ
- Помнится, учебники по мировой истории писали в основном про Европу. Это удалось изменить?
- Вы правы, все прошлые годы всеобщая история концентрировалась на европейской. Но ничего не сокращено - я всю жизнь занимался Европой и абсолютно не поддержал бы этого, все осталось. Просто очень сильно дополнены разделы о Востоке, Китае, Индии, расширено освещение Африки и Латинской Америки. Учебник по всеобщей истории стал действительно всеобщий. Мне кажется, это главное.
- Есть у нас такое национальное качество - мы любим быть во всем честными. Писать обо всех объективно и правдиво.
- Четыре года назад мы проводили Всемирный конгресс учителей истории. Выяснилось, что, пожалуй, мы единственная страна, в которой в школе в одинаковом объеме преподается и наша история, и мировая. Для стран Африки, для Азии, Европы, для всех огромная проблема соотношения национального компонента и мирового.
СТРАШНОЕ ИСКАЖЕНИЕ
- Можно примеры, пожалуйста?
- Я хорошо знаю учебники и программы во Франции, Германии, Англии. Там национальная история превалирует над всем остальным. И их учебники очень идеологизированы. Например, новый учебник во Франции, XX век, у них есть два раздела - хронология и проблемы. В основной программе у них изучаются всего три страны. Франция, конечно, США и Китай. А наша страна попала в раздел «Тоталитарные режимы». Там мы и нацистская Германия. И никакого конкретного освещения нашей истории у них абсолютно нет. Так же, как и других стран.
- Как они это объясняют?
- Они никак не объясняют. Я вижу в этом определенные тенденции, которые есть. Надо сказать, что в американских учебниках немного получше в этом смысле, хотя должно было быть наоборот. Но, в общем и целом, это просто процесс идеологизации и политизации учебников.
ПЕНА СОЙДЕТ, ПРАВДА ПОБЕДИТ
- Но ведь это они нас обвиняют в пропаганде! Говорит, что мы много пишем о Великой Отечественной, превратили ее в культ. Говорят, что мы искажаем историю.
- Все эти нападки имеют две особенности. Первая. Все это, как правило, дело рук не академических историков, - я хорошо знаю коллег и их мнения по этому поводу и во Франции, и в Германии, и в Англии. Все это - дело политологов, журналистов, общественных и государственных деятелей. И этот процесс принял, я бы сказал, уродливые формы, когда история просто подгоняется под политические интересы.
Вспоминаю, как мы делали с американцами объемные книги, статьи по истории Второй мировой войны. Причем это были не одинарные профессоры, а руководители Ассоциации Второй мировой войны в Америке. Этим людям даже в голову не приходило отрицать роль Советского Союза в победе!
Вторая особенность - это незнание. Молодому поколению в школьных учебниках дается идеологизированная точка зрения, поэтому они просто ничего не знают. Я вспоминаю, как мы во Франции с моим знакомым спрашивали людей (там же есть метро «Сталинград» и площадь), в честь чего их так назвали? 90% не знали! Вот и ответ.
- Мы можем с этим что-то сделать, в мировом масштабе?
- Конечно. Мы должны нашу объективную картину, в данном случае - историю, использовать в дружественных нам или таких полудружественных странах, которые имеют связи с Западом. Есть такая площадка, президент ее очень поддерживает - куда приезжают учителя, ученые, преподаватели. Те, кто имеет объективную точку зрения, даже из недружественных стран. Все это надо использовать.
В конце-концов, я оптимист. Думаю, что история все расставит по своим местам. Пройдет какое-то время, вся эта пена сойдет. И обнажится правда.
ОЧИЩЕНИЕ ОТ ЛЖИ
- Какой итог вы могли бы подвести?
- Я не считаю, что сегодня поставлена точка. Что новый учебник, очень хороший учебник - догма. Сейчас две главные большие задачи. Первая - обратная связь. Очень важно в предстоящие два года получить мнение учителей и учеников - насколько новый учебник удобен.
Второе. Я думаю, что его можно продолжать совершенствовать. Добавлять последние данные, касающиеся СВО. Думаю, в ближайшие года два может быть новое издание.
Кроме того, президент, когда мы встречались, поднял важную проблему - начальная школа, где нет истории. И даже дошкольное образование. Там тоже должны быть рассказы об истории. То есть надо потихонечку маленьким нашим детям объяснять в такой популярной форме, что такое страна, что такое Родина.
В общем, работы еще много.
- Что в вашем учебнике главное?
- Из моего опыта общения с учителями, да и «Комсомольская правда» много пишет о таком, честно скажем, мы видим ужесточение в школах в отношениях между учениками, родителями, учителями. Скандалы, постоянное давление, это очень сложная история. Мне кажется, что наших школьников очень важно научить… я называю это культурой общения. Сейчас очень много сделано для патриотического воспитания, понимания нашей идентичности, и это очень правильно. Но надо вот такие гражданские вещи как-то усилить в школе.
СРАВНИТЕ САМИ
Сопоставляем новый учебник с учебником «История России и мира» под редакцией Олега Волобуева.
Второй фронт выпячивали, а Сталинград прятали
Было: Великая Отечественная занимает 24 страницы. Сталинградская битва упоминается только вскользь. Зато много внимания было уделено открытию союзниками Второго фронта.
Стало: Великая Отечественная война занимает 30% программы 10 класса - 174 страницы. Сталинградской битве, переломившей ход всей Второй мировой войны, посвящена отдельная глава - 16 страниц. Открытие Второго фронта тоже богато освещено.
Кончалось Обамой, а теперь — Крымом и Мариуполем
Было: Учебник заканчивается на встрече президентов Медведева с Обамой в 2009 году и «перезагрузке» отношений между Россией и США.
Стало: Учебник рассказывает о возвращении Крыма, исследует и объясняет предпосылки начала СВО. Авторы объясняют - это нужно, чтобы дети понимали, что сейчас происходит в стране и в мире. В новом учебнике есть разборы ключевых сражений, например, освобождения Мариуполя. Приводятся имена и подвиги героев СВО. В редакцию учебника 2026 года планируют добавить операцию «Труба» и освобождение Курской области.
Вспомнили Индию и Китай. Но и Европу не забыли
Было: Блок всеобщей истории XX века концентрируется на истории Европы и США, Холодной войне, ядерной напряженности. Имя Ганди, например, вскользь упоминается дважды, Неру - один раз, Индии посвящена 1 страница.
Стало: Всеобщая история серьезно расширена. Учебник рассказывает и о становлении КНР и о правлении Дэна Сяопина, и о странах Азии и Африки. Взятое нами для примера имя Ганди упоминается 31 раз, Неру - 22, Индии посвящены 7 страниц. При этом разделы, посвященные Холодной войне и Европе, тоже увеличились.