ТОП 10 лучших статей российской прессы за Июль 28, 2025
Закон о маркетплейсах может укрепить их монополию
Автор: Александр Лабыкин. Монокль
Самый интригующий законопроект года о платформенной экономике оставляет онлайн-площадкам инструменты для оттягивания покупателей у офлайн-розницы и не обязывает их отслеживать контрафакт.
Во второй половине июля должен быть окончательно принят самый скандальный законопроект года — о платформенной экономике. Он направлен на урегулирование интернет-торговли, до сих пор не имеющей единой правовой основы. Документ больше года широко обсуждался в деловых и отраслевых объединениях, министерствах и Госдуме, к нему поступило порядка 200 поправок, однако ключевые и наиболее важные для бизнеса инициативы в итоговую версию не вошли. Предприниматели были вынуждены обратиться в правительство с просьбой вернуть жизненно важные поправки для офлайн-торговли, мелких и средних селлеров маркетплейсов, владельцев брендов и прочих партнеров и конкурентов крупнейших онлайн-агрегаторов.
От акций можно отказаться
Разработанный Минэкономразвития проект федерального закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» был принят Госдумой в первом чтении 9 июля. Он изложен на 53 страницах и главным образом закрепляет основные понятия сетевой торговли и цифровых сервисов, включая заказ еды или билетов и доставку товаров. Ключевые фрагменты — обязательное подписание договора между маркетплейсами и их партнерами о размере комиссии, скидках за счет продавцов, порядке и ответственности при возврате товара, его порче и утрате и пр.
Онлайн-платформы, в свою очередь, должны создать цифровую инфраструктуру для проверки продавцов через государственные реестры, включая налоговую и Единую систему идентификации и аутентификации, а также систему арбитража для досудебного рассмотрения споров (селлеры продолжают массово жаловаться на отсутствие обратной связи от агрегаторов в случае принятия несправедливых решений). Законопроект также требует от маркетплейсов «обеспечить [продавцам] техническую возможность» указывать в карточках товаров сведения о маркировке, сертификации или декларации соответствия.
Наиболее чувствительная для селлеров поправка о запрете навязывания агрегаторами скидок на их товары и других изменений условий договора (например, об увеличении комиссии) отражена в итоговом варианте законопроекта лишь отчасти. Документ обязывает интернет-площадки всего лишь получить «активное согласие» продавца о скидке за его счет, а также заранее предупредить об изменении условий договора (изначально предполагалось, что за 48 дней, затем срок сократили до 14, а потом и до пяти, что, по сути, лишает такое предупреждение смысла). Впрочем, партнеры маркетплейсов получили право отказаться от навязанных скидок и запретить участие своих товаров в акциях с такими скидками.
Наконец, в первом чтении по инициативе Минэкономразвития вступление будущего закона о платформенной экономике в силу было отложено на год — с 1 марта 2026 года на 1 марта 2027-го.
Скидки маркетплейсов губят офлайн-ретейл
Еще до первого чтения документ вызвал две массовые волны протеста. 3 июля, в день внесения законопроекта в Госдуму, офлайн-ретейлеры X5 Retail Group, «Магнит» и «Лента», Mercury Retail Holding (владеет сетями «Бристоль» и «Красное & Белое»), «М.Видео — Эльдорадо», DNS и «Детский мир» обратились в администрацию президента, правительство, Госдуму и Совет Федерации с просьбой вернуться к ранее предложенным поправкам. Интересно, что единым фронтом с ними впервые выступили крупные маркетплейсы — «Яндекс Маркет», Lamoda, «ВсеИнструменты.ру», а также онлайн-сервис доставки еды «Купер» (ранее «СберМаркет»), что вызвало раскол на рынке сетевой торговли. Возмущение агрегаторов было связано со статьями законопроекта, укрепляющими доминирующее положение Wildberries и Ozon, и без того, по данным ФАС, занимающих в сумме 80% рынка электронной коммерции с оборотом почти 9 трлн рублей.
Главным требованием подписантов стало ограничение объема средств, который агрегатор интернет-торговли может инвестировать в свои скидки в течение года, — не более 10% от установленной селлером нижней планки цены товаров. То есть если сейчас площадка может субсидировать продавцу скидку в размере от 20 до 99% от цены, то теперь предлагается максимум 10%. По мнению представителей офлайн-розницы, маркетплейсы массово снижают цены, компенсируя предпринимателям разницу за счет собственных средств, и это создает неравные условия конкуренции на розничном рынке.
7 июля к этим требованиям присоединились 12 крупнейших отраслевых ассоциаций — от ретейлеров до производителей продуктов, в частности Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), «Русбренд», Руспродсоюз, Мясной союз, Рыбный союз и пр.).
«Скидки на товары до уровня ниже себестоимости в Сети снижают объем реализации товаров в остальных каналах продаж, которые становятся непривлекательными и для покупателей, и для поставщиков», — говорил ранее «Моноклю» президент АКОРТ Станислав Богданов (см. статью «“Кроссовки Алексеева” как зеркало русских маркетплейсов», «Монокль» № 24 за 2025 год). По словам эксперта, уже сейчас идет масштабное сокращение секторов офлайн-бизнеса: снижаются продажи детских товаров, книг, канцелярии, товаров для творчества: «Участники рынка вынуждены сворачивать бизнес, увольнять сотрудников, отказываться от аренды и покупки помещений». Большей частью маркетплейсы предлагают такие скидки за счет мелких и средних продавцов, число которых в прошлом году достигло уже 600 тыс. (из почти 1 млн селлеров). «Основной источник денег — комиссии, которые у крупнейших маркетплейсов за четыре года выросли с 15 до 30 процентов и более», — отмечает эксперт. Как результат, интернет-площадки все уверенней отвоевывают нишу у офлайн-торговли, в том числе у продуктовой розницы, переманивая покупателей. По данным АКОРТ, в прошлом году доля продуктов питания достигла 17% (1,5 трлн рублей) от всего оборота электронной коммерции в России, хотя еще десять лет назад измерялась долями процента.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.