ТОП 10 лучших статей российской прессы за
July 29, 2025

Как закатать асфальт

Рейтинг: 0

Автор: Александр Ставров. Эксперт

«Десна» выходит на дорогу. Те, кто привычно хает состояние российских дорог, вряд ли задумываются о том, в каком состоянии находится производство спецтехники для строительства этих самых дорог. Брянское НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения» (ГКМП) дало хороший повод для оптимизма насчет перспектив развития этого важного сегмента инфраструктурного каркаса, открыв новый цех и запустив серийное производство колесных и гусеничных асфальтоукладчиков. Радость омрачает лишь тот факт, что это единственный в России и ЕАЭС производитель такой продукции.

Путевой лист истории

Брянское предприятие, выпускающее в наши дни дорожно-строительную технику под маркой «Десна», ведет свою историю аж с 1752 года. Именно в этом году, правда, не на Десне, а на другой брянской реке — Радице, был построен железный завод. В разные эпохи он был известен как Радицкий, имени Урицкого (ЗиУ), «Строммашина», «Ирмаш». Производственный профиль завода в зависимости от потребностей времени менялся, причем неоднократно. Так, в XIX веке предприятие выпускало молотильные станки и конные приводы, в довоенное советское время — вагоны и паровозы, в послевоенное — роторные экскаваторы и бетонно-облицовочные машины. На удивление завод успешно пережил период рыночных преобразований. Более того, освоил выпуск принципиально новой не только для себя, но и для всего машиностроительного комплекса России дорожной и коммунальной техники, и прежде всего колесных и гусеничных асфальтоукладчиков. С 2016 года предприятие входит в состав ГКМП. Брянские машины для ямочного ремонта активно используются для восстановления проезжей части и благоустройства дворов, автогрейдеры и асфальтоукладчики применяются для обновления и прокладки региональных автодорог (в частности, А-289 в Краснодарском крае), а также строительства и реконструкции федеральных трасс (М-5 «Урал» и М-7 «Волга»).

На руку и возрастающие объемы дорожного строительства в стране. У ГКМП появились неплохие перспективы забрать весомую долю рынка, которую представители НПО оценивают в 10%. И это несмотря на агрессивную экспансию китайских производителей, оперативно занимающих высвобождающиеся ниши. На сегодня в продуктовой линейке предприятия два колесных и три гусеничных асфальтоукладчика, предназначенных для работы с горячими асфальтобетонными смесями, щебеночно-мастичными асфальтобетонами, базовыми и финишными слоями. Эксплуатационные характеристики машин — производительность от 300 до 700 т/ч, ширина укладки от 4,5 до 13 м, толщина укладываемого слоя 250–300 мм, вместимость бункера от 8 до 12 т — позволяют задействовать их для самого широкого спектра задач. Основные клиенты предприятия — федеральные управления автодорог, дирекции строящихся автодорог, дорожно-строительные и дорожно-ремонтные предприятия.

Брянские асфальтоукладчики оснащаются отечественными (ЯМЗ) и белорусскими (от Минского моторного завода) силовыми установками. Кроме того, у них родные блоки и узлы гидравлических систем, а также электрика. В целом локализация моделей дорожной техники уже сейчас доведена до 90%. А как только будут найдены аналоги особо технологичных механизмов, в частности гидравлических насосов (заказ на них сделан смежникам из Екатеринбурга), уровень локализации достигнет 98%. В конкурентоспособности своих машин брянские дорожники не сомневаются. На завершившемся в конце мая этого года конкурсе «Инновации в строительной технике-2025», прошедшем в рамках выставки СТТ-2025, новейший образец брянского производства «Десна 2100» был признан асфальтоукладчиком года. Брянская модель обошла китайских флагманов SCMC SUM7200C от FN Group, Sany SAP30C-10; Shantui SPS60-C6 и BULL AP 800 от «Русбизнесавто», победив при этом и в народном онлайн-голосовании.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни