ТОП 10 лучших статей российской прессы за Aug. 12, 2025
Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу»
Автор: Елена Редреева. Караван историй. Коллекция
«Сериал «Контейнер», конечно, перевернул мою жизнь, меня до сих пор по нему узнают. В проект я попала благодаря кастинг-директору Даше Коробовой. Она и раньше звала меня на проекты, но у нас никогда не получалось поработать. И тут от нее звонок: «Лиза, я читаю сценарий и понимаю, что это должна быть ты».
На третий год штурма московских театральных я сдалась и поехала в Питер— в РГИСИ свой курс набирал Вениамин Михайлович Фильштинский. Считала, что либо к нему, либо — все.
Все шло как нельзя лучше: после стольких лет провалов на консультациях меня допустили до второго тура. Там спросили, куда еще поступала. Я победоносно вывалила весь свой многолетний опыт. Мою браваду приемная комиссия восприняла холодно. «Она гордячка! Что я буду с ней делать?» — передали мне потом слова Фильштинского. Как я рыдала! Прождала, пока пройдут все десятки. И в двенадцатом часу, когда все фильштинские педагоги наконец вышли из аудитории, бросилась к Вениамину Михайловичу.
— Пожалуйста! Я очень хочу учиться! Что мне нужно сделать?
— Поступайте на кукольника, — отрезал он.
Это был конец.
Педагоги и студенты, которые слышали наш разговор, утешали: «Ты классная, у тебя все получится!»
Прошло столько лет, но я до сих пор думаю: а что, если они ошибались? Вдруг все мои достижения, все мои роли — это лишь случайность? В нашем роду я единственная пошла по творческому пути. Забавно, что многие до сих пор думают, будто Шакира — мой псевдоним. Если, например, надо оформить куда-то пропуск, звонят моему агенту и спрашивают, какая у меня фамилия по паспорту. Шакира я от прадеда. Хотя... Память — забавная штука, может что-то себе нарисовать, но с детства я помню, что в паспорте у моего папы была фамилия Шакира, у дедушки — что-то вроде Шапиро, а у прадеда — Шепиро. Но я могла это и придумать, чтоб найти уже хоть какое-то объяснение. В любом случае, я — Лиза Шакира и есть. А могла бы и не быть вовсе.
Николай, мой прадедушка по маминой линии и коренной петербуржец, пропал в начале войны. Прабабушку Валентину отправили учительницей русского языка на западную границу. Во время прорыва немцев она отступала вместе с войсками. Прабабушка была беременна и хотела сделать аборт. Но ее отговорил случайный мужчина — военный врач: «Война закончится, а жизнь должна продолжаться».
Это какой-то эффект бабочки: если бы бабушка не встретила того врача, если бы не поверила в торжество жизни, не было бы ничего. Для меня это важная история — история моего рода. А род дает огромную силу — чувство стабильности, ощущение почвы. Как дерево разрастается...
Маме был 21 год, она работала секретарем в институте иностранных языков в Горловке. А папа был там преподавателем физкультуры, ему исполнилось 18 лет. Он был очень красивым и обаятельным, она — очень яркой и необычной. Они встретились у стола для пинг-понга, папа предложил научить маму играть. А потом руку и сердце. И вскоре, уже на правах главы семейства, повез всех в Питер за лучшей жизнью.
В город на Неве родители приехали с сотней долларов в кармане и в волнительном ожидании — мама была беременна. На свет я появилась в самом сердце Питера — в роддоме на улице Маяковского.
Свою лучшую жизнь мама с папой строили слаженной командой — создали строительную компанию. Мама даже была прорабом на стройке. Роскошная хрупкая женщина на высоких каблуках приходила и управляла большими бригадами мужиков. Ее побаивались, и потому работу сдавали в срок.
Во мне такой мощи, конечно, нет. До сих пор чувствую себя тепличным цветком, который нуждается в опеке. Я была первой девочкой в компании. «Наша королева!» — называли меня. И я, маленькая, принимала это как данность.
Родители много работали, их часто не было дома. Папа любит вспоминать, как однажды то ли в отместку, то ли в творческом порыве я порезала и выкинула их рабочие пропуска. А потом собрала все золотые украшения, которые были в доме, и спустила в унитаз. Мне было года три или четыре. Тогда меня наказали первый и единственный раз.
На лето меня с братьями, старшим Ильей и младшим Даней, отправляли в деревню к маминым родителям — дедушке Вите и бабушке Гале. До сих пор отчетливо помню запах травы, когда ты идешь через поле на реку, стрекотание цикад, огромные лужи, в которых мы купались всей деревенской детворой, и грозовые облака над горизонтом.
Дедушка Витя был человеком строгой дисциплины: у нас был четкий распорядок дня и баня по воскресеньям. Помню, однажды мы пошли купаться на речку. Дедушка взял меня на руки, зашел поглубже и кинул в воду: «Плыви!» И я поплыла. Что мне оставалось делать?
Это тот опыт, который сформировал меня. В этом я.
Мы лазили в чужие малинники, ели недозрелые яблоки и сливы прямо с веток, прятались от соседа в сенях. Играть там нам строго-настрого запретили, но мы все равно пролезли и, услышав шаги, накрылись соломой с головой. Кажется, даже не дышали. А наши два огромных велика так и остались лежать при входе.
Сосед, конечно, все понял. Но ругаться не стал — сделал вид, что нас не увидел. Мы чувствовали себя настоящими шпионами!
Примерять на себя различные роли я обожала. Бабушка вспоминала, что маленькой я говорила на вымышленном языке и постоянно придумывала разные истории, все время была в игре.
Думаю, по части творчества я пошла в папу. Он очень красиво поет и играет на гитаре. У нас было много песенных вечеров. «Ты неси меня, река...» был наш с папой коронный номер. Гвоздь программы. Для меня это была не просто песня, а возможность с папой соединиться. В этом творческом проявлении мы становились друг другу как будто ближе.
Обычно папино выступление я включала в часть концерта, который устраивала своей семье. У меня было много книг по организации мероприятий, брала из них конкурсы и заставляла младшего брата наряжаться в странные наряды.
Все вокруг думали, что я стану актрисой. И к моему удивлению, я до сих пор в шоке: это реально случилось. Потому что потом в моей жизни появилась школа, которая меня буквально перемолола — из яркого, открытого ребенка я стала стеснительной, тихой, забитой.
Свою первую школьную линейку не помню. Зато помню, что у меня случился первый роман. Его звали Саша, и он был третьеклассником. В День святого Валентина подарил мне сердечко с надписью: «Моему сердечку крышка. Я люблю тебя, малышка!» Еще в первом классе у меня была подружка Катя Жукова — мы с ней постоянно фантазировали, придумывали какие-то сюжетные игры.
Во второй класс я пошла уже в другую школу. Первым уроком была физкультура. И я помню, как наклонилась завязать шнурки, чтобы никто не увидел, что я вот-вот разревусь. Мне почему-то оказалось очень сложно находиться в новом коллективе.
В школе во мне постоянно боролись две личности. Одна была девочкой-оторвой, душой компании, которая заводила всех на переменах танцевать под колумбийскую певицу Шакиру, срывала уроки и звала копать клад на школьном дворе. Другая была крайне застенчивой школьницей, которая цепенела при мысли о том, что надо прочесть стихотворение на публику.
Тем не менее меня часто приглашали в школьные спектакли. Однажды дали сыграть Мэри Поппинс. Нужно было выйти в танце, спеть небольшую песню, и все. Это вызвало такой стресс, что я до сих пор помню каждое движение и каждое слово. Мне не нравилось, когда все внимание было сосредоточено на мне одной, но нравилось быть частью. Наверное, поэтому меня так привлекает кино — в нем я не индивидуальная единица, а один из пазлов
Когда мне было 11, родители вдруг развелись. Это случилось как-то внезапно. Нам, детям, никто не объяснял, почему теперь так. Есть такая стандартная формулировка: «Не сошлись характерами». Мне кажется, в случае родителей это было действительно так. Когда они состояли в браке, мама жила целями и желаниями папы, следовала за ним во всем. А когда развелись, начала себя узнавать и зажила какой-то удивительной жизнью. И первым ее решением в этой новой жизни было участие в шоу «Сердце Африки» — аналоге «Последнего героя».
Но, правда, пока мама была в Африке, папа отправил меня в Англию. Он посчитал, что мне будет полезно поучиться там. Сейчас я с ним согласна и очень благодарю его за этот опыт. Но тогда...
Сначала я жила в британской семье и ходила в языковую школу, а спустя полгода меня приняли в седьмой класс католической школы для девочек. Все как в фильмах: школьная форма, хор на латыни и жизнь в пансионе. И все, что вы знаете о буллинге в закрытых школах, — чистая правда.
Русские девочки, с которыми я жила, были постарше. И я так хотела им всем понравиться, что постоянно врала. Говорила, что у меня дома живет настоящая панда и куча разных диковинных животных, хотя из диковинных у нас был лишь мамин любимец — тарантул Пуся. Я могла притвориться, что мне не нравится одна из девчонок, и под этим предлогом выведать у соседок, что они о ней думают. И потом все это той самой девчонке и передать. Думала, что так мне удастся заслужить дружбу. По факту же я просто стравливала девочек между самой. В итоге они объединились и сами устроили бойкот — мне.
В то время моим главным доверительным взрослым была няня Светлана. Когда я поделилась с ней своими переживаниями, она сказала, чтобы я ни в коем случае не рассказывала ничего родителям, не расстраивала их, ведь они хотят мне самого лучшего и стараются для меня. Этот эпизод застыл в моем сознании болезненной точкой.
В Англию я уехала суперизбалованной девчонкой, которая чуть что закатывала истерики и была всем недовольна, а вернулась тише воды ниже травы. И меня уже поджидало новое испытание — адаптация в российских реалиях. И в новой школе.
Гимназия № 56 на «Академической» считалась мажорской. Приехать в 11-м классе на свой «бэхе» было нормой. Скинуться на дорогущие подарки учителям, тратить деньги на все, что хочется, — признаком хорошего тона. В такой тусовке стать своей мне было трудновато. В 2008 году бахнул кризис, который сильно ударил по бизнесу родителей. Еще вчера у нас были личные водители, охрана, мы летали бизнес-классом. А сегодня — ничего. И 500 рублей, которые нужно было как-то растянуть на несколько дней.
Из-за всего этого у меня был адский внутренний конфликт. Везде я чувствовала себя не своей. Не могла общаться с одноклассниками, до которых финансово недотягивала, и не особо дружила с теми, кто был на том уровне, где сейчас находилась сама.
Мы жили в четырехэтажном коттедже, у мамы была гардеробная, забитая классными брендовыми вещами. При этом денег толком не было. Мама крутилась как могла, даже пошла работать администратором в какой-то непонятный салон красоты. Она ничего не стеснялась, а вытаскивала семью и даже устраивала нам праздники, очень много радовала нас.
«Если придется, пойду квартиры убирать, но у нас будет еда», — говорила мама.
Будучи подростком, я этого стыдилась и не понимала. А сейчас осознаю, что она героиня и сильнейшая женщина, делала все, чтобы мы ни в чем не нуждались. Тогда это не очень ценилось, а сейчас я поражаюсь. И восхищаюсь. Привет, мам! Я тебя люблю!
В это странное время я попала в Театр юношеского творчества, или просто ТЮТ, созданный режиссером и театральным педагогом Матвеем Григорьевичем Дубровиным. Многие питерские творцы и артисты — выходцы из этого театра.
Поступление было серьезным, прямо как в театральный институт: нужно было выдержать несколько туров. На этапе этюдов я показывала стиральную машинку и хвост крокодила. Меня взяли. Я была так счастлива! Но постоянный конфликт между моей жаждой быть актрисой и страхом, что окажусь у всех на виду, никуда не пропал.
Единственной постановкой, с которой я из-за своей трусости не соскочила, был спектакль по притче «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Я была старейшиной чаек, лицом структуры, правил, того, как должно было быть, диктатурой.
С этой постановкой мы готовились ехать в Литву на фестиваль юношеских театров. Как-то на прогоне я очень нервничала. Стояла за кулисами и твердила: «Господи, как же я хочу есть! Как хочу есть!»
Мальчик из нашей труппы это услышал и на следующую же репетицию принес мне вкуснейшие котлеты своей мамы. Это была любовь!
Никита был старше меня на год, учился в языковой школе, знал французский и красиво пел. У меня до сих пор хранится подаренный им Moleskine — блокнот, в котором он каждую страничку надушил своим одеколоном. Наш роман был очень красивым, книжным, каноническая первая любовь — мы писали друг другу письма и стихи. А потом все закончилось, как бывает с первой любовью. Я уехала работать моделью в Индонезию, и мы не смогли поддерживать контакт. Что такое отношения на расстоянии в 17 лет?..
«Лиза, ты всегда хотела большего, а мне большего не надо», — объяснил он, когда мы встретились годы спустя.
Он до сих пор работает в питерском баре и безумно любит свое дело. Так что его мечта «прозябать на Купчинских болотах», можно сказать, осуществилась. Он в этом очень счастлив. А я счастлива за него.
В модельный бизнес попала благодаря маминой подруге Оле, которая привела меня в свое агентство на кастинг. Я не знала, чего хотела, и было здорово, что кто-то что-то за меня решил.
К выпускному классу не знала, чем вообще хочу заниматься. Мамины подружки наперебой твердили, что мне надо идти в модели: «У тебя такой потенциал! Такая внешность!»
Я смотрела в зеркало и не понимала. Себя я всегда считала гадким утенком — высокая, тощая, угловатая. У меня до сих пор сложные отношения с собой.
Мне было 17 лет, когда я попала в одно из самых известных питерских модельных агентств. Сначала, конечно, мне предложили пройти у них обучение, но мама сказала: «Если ее захотят, и без этого возьмут».
Так и вышло. Меня стали звать на съемки — я начала позировать для лукбуков. А самая масштабная работа случилась как раз в тот момент, когда мы с театром были с гастролями в Литве.
«Лиза, срочно приезжай. У нас крупный заказчик из Финляндии. Он выбрал тебя и только тебя», — позвонил мне мой модельный агент.
На встречу я приехала с 20-минутным опозданием, с дороги, вся потная, взмыленная, в каких-то странных джинсах и кедах. На меня тут же надели какое-то красивое платье, диадему, сделали мейк... Это была реклама Стокманн. Я была на плакатах, развешанных по всему городу. Один был даже размером с четырехэтажный дом.
А дальше... меня отправили в Индонезию.
«У тебя большое будущее», — помню, сказала мне местный фотограф.
Я очень много работала и жила в двух режимах — либо не спала по несколько суток, либо спала так крепко, что меня не могли добудиться. И очень плохо питалась. Шоколадное молоко и булочки с шоколадной начинкой были основой моего рациона. Долго так, конечно, продолжаться не могло — я начала скатываться в депрессивное состояние. Мне все время казалось, что я не на своем месте.
Следом был Шанхай. Там все стало еще хуже. Говорят, что на китайский модельный рынок загоняют всех подряд. Это такая проверка на прочность тебя и твоего намерения. Я видела 14-летних девочек, которые вообще не говорили на английском, зато каждый вечер тусили на модельных вечеринках, а наутро рассказывали об этом. Такое было не близко моей душе, и мое чувство непринадлежности становилось все острее. А физическое состояние — все хуже.
Ситуация осложнялась еще и тем, что в Шанхае не было никого, кто бы меня по-взрослому поддержал. Мой букер могла сутками не отвечать на сообщения. А с девочкой, которая делила со мной комнату, я не то чтобы была близка. Нас было четверо: я, еще одна русская и две китаянки.
Они были странными — говорили на непонятном английском, громко чавкали, а наш общий холодильник был забит их вонючими продуктами — какими-то ножками, чьими-то внутренностями... Однажды на праздник одна из китаянок приготовила традиционный суп с древесными грибами. Это была фиолетовая жижа, которую, попробовав, мы с моей русской соседкой решили по-тихому смыть в унитаз.
Но по-тихому не получилось: суп не просто забил сток, он начал разбухать и подниматься наверх, как дрожжевая масса. Голыми руками я вытаскивала из толчка эту жижу — склизкую, гадкую. Так прошел мой последний день в Шанхае.
Агент была, конечно, в шоке, что я разорвала контракт. Меня как раз утвердили на китайскую Неделю моды, на какие-то журнальные съемки — моя карьера складывалась достойно, впереди был Милан. Но я стала в позу и сказала, что с меня достаточно.
Этому во многом поспособствовал мой тогдашний молодой человек. Он уничтожал меня через телефонные созвоны, потому что с самого начала был против моей модельной карьеры. И я, видя в нем будущего мужа, отца моих детей, все бросила. Его впоследствии тоже. Он не растерялся и женился.
Три года назад на речной прогулке в Питере ко мне подбежала девчонка: «Лиза, я вас знаю! Вы — бывшая девушка моего бывшего мужа! Он говорил, что у вас никогда ничего не получится, что вы бездарная и так далее. Но я смотрю на вас и восхищаюсь!»
Доказать, что я могу стать актрисой, я пыталась, как уже говорила, три года. Пробовалась во все московские театральные вузы, но каждый раз картина была одной и той же: я захожу в аудиторию и вижу, как у приемной комиссии загорается интерес: «А есть что-то в этой девчонке». Но по мере того как я читаю, блеск в их глазах затухает. Я видела разочарование на их лицах — меня срезали на первом же туре. Могли даже еще раньше — на консультации.
Сейчас думаю: «А на что ты вообще надеялась, Лиза?» В первый год я была абсолютно неподготовленной. Все девочки в платьях, а я в джинсах. Еще и с программой, найденной в интернете. Я просто загуглила: «Что читать при поступлении в театральный?» — и всерьез думала, что это меня спасет. Не знала, кто я, что я, про что хочу говорить. Дело же не в джинсах. Я так хотела, чтоб кто-то сказал, про что я!
«Может, у вас есть что-то еще?» — не дослушав, прерывали мой отрывок из «Алисы в Стране чудес». Но остальное было такое же — бездушное, стереотипное, потоковое.
На второй год, как мне казалось, я стала уже подкованной: нашла себе педагога и была во всех нужных списках всех театральных столицы. В ГИТИСе за очередностью следили безумные мамочки. Ночью накануне прослушивания они устраивали перекличку, и если ты, не дай бог, не подал голос в пять утра, твое имя вычеркивали.
В соцсетях у нас был тысяча и один чат. В одном из них я познакомилась с Денисом Власенко. У меня сохранилось забавное видео, где Денис из окна химкинского «кулька» пародирует какую-то девчонку. Туда мы оба не прошли и встретились в итоге во ВГИКе у Сергея Соловьева. На курсе был недобор, и они взяли Дениса. А мне просто не повезло: «Ты суперская, но мы уже взяли девочку похожего типажа».
В этом же году после одного из туров в школе Райкина сказали: «Программу ты прочитала классно, но у тебя нет ровного результата».
А в «Щепке» назвали дерганой и угловатой, мол, артистки не могут быть с такой пластикой и психофизикой. В «Щуке» им вторили: «Надо быть плавнее».
Как больно было ощущать, что меня не принимают такой, какая есть! А какая я есть, толком не знала, поэтому по факту это было непонятно.
Меж тем мне было уже 20 лет. Я работала у папы, в свой стартап он меня взял на позицию офисного помощника. До сих пор не понимаю, какие у меня были должностные обязанности. Мне кажется, он так он просто оправдывал деньги, которые мне давал.
Параллельно я снималась в массовке. Знакомая девчонка, с которой мы вместе поступали в театральный, позвала на съемки «Викинга». Потом я три недели снималась с групповкой в проекте «Пятница» с Данилой Козловским, в сериале «Деффчонки», «Людмила Гурченко» с Юлией Пересильд. Иногда я просто сидела на заднем плане, иногда просили пройти «шторкой» перед камерой или, не дай бог, оказаться рядом с главными героями. В такие моменты я покрывалась потом и как будто возвращалась за кулисы в школу.
Где-то в этот период начался этап под названием «Московский тренинговый центр». Если вбить название в поисковике, выпадает очень точное слово — секта. Основатели до сих пор находятся в федеральном розыске. А в то время это была популярная прокачка уверенности и лидерских качеств. Нас туда привел папа.
Программа состояла из трех этапов: основной курс, продвинутый курс и лидерская программа. Я прошла все, от и до.
Из любимого: на второй ступени нас разделяли по ролям. Мне досталась подзаборная проститутка. Задачей было с вечера не мыться, утром не краситься. Не чистить зубы, надеть на себя все самое грязное, развратное. В таком виде мы должны были ехать в тренинговый центр, который находился на «Белорусской». Вонь там стояла невероятная — некоторым выпало быть бомжами, и одежда у них была с реальных бездомных.
На следующий день было новое задание.
Нас объединили в группы. Были «купидоны» — закоренелые эгоисты, которым нужно было признаваться в любви. Были крупные бизнесмены и банкиры, которых разжаловали до обслуги, — они должны были омывать ноги своим «господам». И была «армия революции» — засидевшиеся в своих кабинетах бухгалтерши, добряки в толстых очках и я.
Перед аудиторией из ста человек эта «армия» в самых откровенных костюмах исполняла а капелла Sexual Revolution группы Army of Lovers.
На все это смотрела моя мама, которая проходила лидерскую программу и на моем продвинутом курсе была капитаном.
Домой я приходила преисполненная этого безумия. Помню, пыталась даже как-то парня своего в это втянуть. Но он так взбесился, что просто схватил тарелку макарон и вывернул мне ее на голову. А потом выкинул все мои вещи из квартиры и сказал, чтобы я никогда больше не возвращалась.
Мой личностный, как мне казалось, рост обернулся личным кошмаром. Я снова не знала, как дальше жить. Год просидела дома, почти не выходила из квартиры и ни с кем не общалась, кроме близких.
Все поменялось, когда из Америки ко мне приехала подруга. Она предложила отправиться с ее компанией в Суздаль на машине. Я взяла паузу. До этого мне было сложно на что-то решиться, буквально в пот бросало от мысли, что могу не знать, как правильно существовать в новых обстоятельствах. Я не знала, как себя вести в машине с незнакомыми людьми по дороге в Суздаль. Мне казалось, что для этого нужен какой-то особый свод правил. Но вдруг я согласилась. И внезапно все поменялось.
С Леной, одной из девчонок, которые были в той машине, мы теперь лучшие подруги. Вместе потом спонтанно ездили в Калининград, летали с одним рюкзаком в Сочи. Вместе с ней я стала ходить на театральные постановки и студенческие спектакли — моя подруга оказалась театральным критиком. Можно сказать, она мой культурный родитель. От нее я узнала, что певец Бутусов и Бутусов, который поставил «Бег», — вообще два разных человека.
С этого момента я стала как будто пробуждаться, нащупывать свою подачу. Помню, в компании друзей читала Пушкина, отрывок из «Бахчисарайского фонтана», сидя на картанах. Дурачилась, освобождалась от каких-то зажимов, стала громче, начала себя нащупывать. Лена и ее компания заставили меня поверить в себя.
Все они наблюдали, как я прорываюсь, борюсь за свое место под солнцем.
А мне уже был 21 год. И я испытывала тотальное отчаяние. После совета Фильштинского пойти учиться на кукольника пришла поступать на продюсера в Институт кино и телевидения. И впала в ступор на первом же вопросе.
«Кто ваш любимый режиссер?» — спросили меня. А у меня не то что любимых не было, я вообще кино толком не смотрела и им не интересовалась. От стыда готова была провалиться сквозь землю! Я назвала того, о ком услышала в очереди: «Альмодовар». Меня почему-то пропустили дальше.
В один из дней поступления в кабинете приемной комиссии увидела девушку безумной красоты. Она сидела за столом с табличкой «Актерский факультет». Я подумала: раз она поступает, то почему бы и мне не попробовать.
Курс набирала народная артистка России Анна Яковлевна Алексахина, актриса Театра имени Ленсовета. Она, кстати, играла в спектаклях того самого Бутусова. Я пришла к ней в последний день прослушиваний и была поражена манерами, пластикой, энергией, голосом. У Анны Яковлевны тоже есть эта угловатость, дерганость, за которую меня ругали в Москве. Я увидела, что актриса с такой органикой может быть успешной, и подумала, что здесь мне не придется себя перекраивать. Только принять и использовать. Впервые искренне захотела у кого-то учиться. Импульс с Анной Яковлевной у нас оказался обоюдным — меня приняли.
Конечно, это было совсем не то место мечты. И нас таких, кто хотел учиться не там, где в итоге оказался, было много. Но никто не пошел перепоступать, мы все остались и были счастливы. Это оказалось лучшим местом, где я и каждый из нас мог оказаться. Рука Бога.
Преподаватели у нас были потрясающие. С Сергеем Константиновичем Каргиным, учеником театрального режиссера Льва Додина, я постоянно спорила.
«Лиз, ты не со мной споришь, ты споришь с собой», — любил повторять он. Я злилась, не понимала. А потом как поняла — спустя два года как закончила учиться.
Каргин зарубил много моих идей. Однажды мы ставили «Пер Гюнта». С какой-то помойки приволокли несколько рыболовецких ящиков, по центру сцены у нас были палеты, а вокруг — грязь. И свисающие с потолка канаты, на которых можно было раскачиваться, как на качелях. Но Сергей Константинович масштабности задумки не оценил. Он часто говорил, что важнее всего суть, а не форма.
Сниматься я начала на первом курсе. Меня позвала в свой проект Наташа Кончаловская. Это был короткий метр под названием «Весна» со Светланой Письмиченко в главной роли. Было страшно. По сцене моя героиня выходила из душа и неожиданно встречала маму — прямо в полотенце.
Светлана меня спросила:
— Если бы ты, Лиза, выходила из душа, надела бы трусы?
Отвечаю:
— Нет!
— А ты сейчас в них?
— Да!
— А Балабанов бы сказал: «Снять». И играть так. Как в жизни. По-настоящему.
Дальше был сериал «Восток-Запад 2» для телеканала «Dомашний» режиссера Дениса Елеонского. Анна Яковлевна еще на поступлении сказала:
— Тебе уже 21 год. Если сейчас не начнешь сниматься, будет уже поздно.
Поэтому у меня был карт-бланш и меня отпускали на съемки.
Я снималась все лето и часть осени. Пока однокурсники делали этюды по Островскому, бегала по Турции и получала первый большой опыт. Мне было обидно, казалось, что учеба проходит мимо, а я теряю связь с курсом, ведь он ушел далеко вперед.
На четвертом курсе меня позвали в маленький театр «Суббота». Он находился в подвальном помещении, камерная сцена на 100 зрителей. Театральный кот. Но это был мой незакрытый гештальт: я мечтала сыграть Ларису Огудалову из «Бесприданницы» Островского, а в «Субботе» как раз искали актрису на эту роль. В театре был объявлен открытый кастинг.
«Обязательно сходи», — настояла Алла Яковлевна. На третьем курсе мы с однокурсником делали отрывок, так что я зашла с козырей, убежденная в своей силе, и меня взяли.
В постановке Андрея Сидельникова Лариса работала в Макдоналдсе в аэропорту, Карандышев упаковывал чемоданы, Харита Игнатьевна продавала парфюм, а у нашего Паратова было очаровательное пузико.
В то время я делала то, чего, мне кажется, не должен делать ни один артист. Шла против себя и была там, где мне не нравится. Я не понимала, чего от меня ждут, и как-то по-подростковому, молчаливо подстраивалась, молчала, перекраивала себя. Адаптировалась и пыталась делать ровно то, чего от меня хотят. Но что от меня хотели?
Наша премьера должна была состояться в апреле, однако случился коронавирус и локдаун, и я выдохнула: никто не увидит моего провала. А в нем я была абсолютно убеждена!
Когда спектакль все же дошел до публики и настала очередь играть, ковидом заболел мой парень. Всей семьей нас закрыли на карантин, и я опять выдохнула. Спустя месяц все же сыграла свои спектакли, возненавидела это. И к следующему разу заболела ковидом уже сама. Такое у меня было дикое сопротивление.
Я сомневалась в себе и в том, что делаю. Мне казалось, что вот сегодня они увидят, как я проваливаюсь, какая я не актриса. Еще мне надо было петь: Лариса же поет, и мне надо. Я редко попадала в первую ноту, а на премьере вообще оказалась без голоса. Это был самый страшный момент спектакля. А потом я смотрела в зал и понимала, что это трогает людей, что это попадает. Наша соседка ходила на спектакль много раз и даже водила своих друзей. Это было безумно приятно, но из-за постоянного внутреннего конфликта странно.
К тому моменту я уже успела засветиться в «Содержанках». В первый сезон, который снимал еще Константин Богомолов, попала случайно. За пять дней до смены, как мне кажется, слетела актриса, и знакомая кастинг-директор позвала меня на замену. Опять рука Бога?
На съемках Богомолова было неожиданное открытие: меня удивило, насколько все, даже большие звезды, оказались простыми в общении. У нас был вагончик на пару с Сашей Ревенко. Мы до сих пор хорошо общаемся. Она была одной из первых, кто после выхода «Контейнера» написал: «Вау! Это так круто!»
А «Контейнер» перевернул мою жизнь, меня до сих пор по нему узнают. В проект я попала благодаря кастинг-директору Даше Коробовой. Она и раньше звала меня на проекты, но у нас никогда не получалось поработать. И тут от нее звонок: «Лиза, я читаю сценарий и понимаю, что это должна быть ты. К сожалению, я не смогу устроить тебе очные пробы. Придется сделать самопробы. Единственное, могу рассказать тебе все про героиню».
Самопробы я записывала мучительно, но уверенность в том, что Ева — абсолютно моя девчонка, была непоколебимая. С того момента прошел месяц, мне так никто и не позвонил. Решила: ну, значит, снова не судьба. И только я так подумала, зазвонил телефон: «Лиза, тебя утвердили. Сейчас готовим договор».
Когда я повесила трубку, все еще не могла поверить. Говорила: «Да нет, наверное, с кем-то перепутали». И тут же сама себя осекала: «Перепутали? Как с такой фамилией, как Шакира, можно с кем-то перепутать?»
«Мама, ты не представляешь, с кем я буду играть!» — звонила я домой.
Оксана Акиньшина, Артем Быстров, Дима Чеботарев, Филипп Янковский, который сыграл в «Контейнере» моего отца. Он взял меня под отеческое крыло. И с каждым съемочным днем я становилась все смелее и спокойнее. Начала чувствовать, что я на своем месте.
Умение признавать свой собственный страх очень облегчает любую работу. Это я поняла еще на съемках «Собора». Играла там повариху. Маленькая, тощая, с длиннющими волосами и в сорочке до пят, я тряслась от волнения. Ко мне тогда подошел Юра Чурсин, взял меня за руку и спросил:
— Боишься?
— Боюсь! — честно ответила я, и сразу стало спокойнее.
А на костюмированные исторические фильмы меня с тех пор так и не зовут. Жаль.
В работе со своим страхом я пошла на месячный курс самопроб на английском языке. Каждый день давали новый материал — один сложнее другого. И каждый же день нужно было записывать пробу и выкладывать на сайт курса. Остальные участники ее обсуждали и давали обратную связь. Спустя месяц я научилась получать удовольствие от процесса. Радовалась любой возможности творчества. И как раз в этот момент мне пришло предложение попробоваться в «Нулевом пациенте».
На пробы к Евгению Стычкину и Сергею Трофимову я приехала окрыленная. Чувствовала себя настолько свободно, что предложила сразу несколько вариантов решения сцены — и слезливый, и более дерзкий. Впервые на пробах я ощутила, что все схвачено. В этот день от Стычкина мне прилетело сообщение: «Это было круто!»
С Никитой Ефремовым, моим экранным парнем, мы сошлись моментально. Он человек очень легкий. Сразу спросил меня, во сколько и где я родилась. И тут же, как гадалка, выдал:
— Все понятно. Значит, любишь коллекционировать.
Я удивилась:
— Нет.
А потом вспомнила, что дома я мусор сортирую. Никита подсадил меня на приложение с астрологическими прогнозами и на human design. А еще очень часто поддерживал. Например, я не знала, как делать ключевую сцену, когда Алена говорит, что беременна. У меня был настоящий ступор. Проходя мимо, Никита сказал: «Твое тело все знает. Просто вдох-выдох».
Считаю, что ничего честнее этой сцены я пока не сделала.
А параллельно с тяжелой историей «Нулевого...» у меня были супервеселые съемки в «Мажоре в Сочи» Никиты Власова. Я играла с Пашей Прилучным и Пашей Чинаревым. Моталась из Москвы в Сочи и обратно и чувствовала себя востребованной — моя карьера складывалась как нельзя лучше. По крайней мере, мне казалось, что именно так и выглядит успех: у тебя несколько проектов, ты на разрыв и даже немного в запаре.
«В следующий раз встретимся — звездой будешь», — сказал в мой заключительный съемочный день Паша Чинарев.
«Пансион» мы снимали довольно откровенно — там была определенная любовная линия, страсти закрытого женского пансиона начала XX века. На самом деле в те времена в этих школах для девочек творилось безумие. И мы даже очень мягко показывали ту реальность. Но в результате сериал превратили в какой-то суррогат. Я до сих пор не смотрела и надеюсь, что ошибаюсь. В целом в тот период я была в довольно сложном состоянии. С одной стороны — много масштабных потрясений, с другой — страх, что вот теперь-то все увидят, что мои успешные проекты — это случайность. Такие мои мысли подтверждали разные пробы. Например, я пришла к одному большому режиссеру пробоваться в комедию, и после двух или трех дублей он сказал: «Это, конечно, все можно наработать, но внутренняя комедийность либо есть, либо нет».
Деньги, отложенные с последних проектов, начали заканчиваться, а какой-то новой большой роли даже не было на горизонте. Помню, в то время я вела табличку в Excel, в которую записывала все пробы, куда меня звали. Итог был неутешительный: из 55 проектов меня утвердили только в один. Это был маленький эпизод «Пассажиров» с Сергеем Гилевым.
Я перестала выходить из дома и постоянно спала. Чтобы как-то вернуть меня к жизни, мне прописали таблетки. Но от них становилось только хуже. В этом состоянии меня застал кастинг в пластический иммерсивный спектакль Мигеля «Вернувшиеся: Иная реальность». Ну, думаю, что я теряю?
Накануне иду на мастер-класс по методу Чехова — искать в себе внутренний свет и излучать его. Доизлучалась до температуры 38, которая не проходила, наверное, неделю. С этим и пришла на кастинг.
У Мигеля меня знали. Говорили, как им нравятся мои работы, а я от этого внутри только больше сжималась: «Не надо, хватит. Я не смогу оправдать ваши ожидания, вы разочаруетесь».
Задание на пробах было такое: за одну минуту войти в комнату, что-то сделать и уйти. И я сделала: подползла к парню на коленях, обнюхала его, потерлась — и резко ушла. С этим парнем мы потом на свидание ходили. Я тогда спрашивала, видел ли он мертвых уток, потому что я — нет, и все это похоже на заговор. Романтических отношений у нас не получилось, зато мы стали очень хорошими друзьями.
О том, что Мигель взял меня в свою команду, я узнала на фестивале «Новый сезон», где у нас была премьера «Пансиона» и «Мажора». И вот ведь парадокс профессии: со стороны кажется, что у тебя все на мази, у тебя две премьеры — ты впереди планеты всей. А на деле на карте 2000 рублей на неопределенный срок.
Но вдруг в самый темный час возникает лучик света — начинаются репетиции «Вернувшихся».
У меня паника: я же просто бревно, никогда ничего пластического не делала! На проекте был испытательный срок и ежедневные мастер-классы. С содроганием ждала момента, когда все поймут, что выбрать меня было ошибкой. И до сих пор продолжаю говорить Мигелю спасибо, что этого не произошло. Что он увидел во мне то, чего я не замечала сама. Он постоянно говорил, что я богиня. Это помогло мне увидеть себя его глазами и раскрыться. Мигель дал мне самую пластическую роль в этом шоу. Я играла привидение — ползала по стенкам, делала всякие штуковины на канате...
По «Вернувшимся» очень тоскую — это было место, где я могла выплеснуть свою энергию, свой надлом, свою дикость. Всегда думала, что импровизация — это не про меня, а оказалось, что все совсем наоборот. Шоу не только стало для меня откровением, но и укрепило веру в себя. Да, я все так же ходила на пробы и все так же проваливалась, у меня ничего не получалось в кино. Но у меня были мои «Вернувшиеся», которые давали ощущение нужности, значимости.
Конечно, были съемки новых сезонов «Контейнера». Но при всей любви к Еве и самому проекту мне хотелось чего-то нового. В какой-то из дней позвонил кастинг-директор Нурбека Эгена. Он готовился снимать «Калимбу» и никак не мог найти актрису на роль взбалмошной Наташи.
«Я вот думаю, кто мог бы это сыграть. И тут понимаю, что в индустрии такой надрыв, такая дерзость есть только у тебя», — сказал мне Нурбек.
Наташа была персонажем, максимально для меня далеким. Конфликтная пацанка, чуть что — нападает. А я, наоборот, стараюсь всегда избегать конфликтов.
Придумали, что у моей героини все тело будет в татуировках. Для меня заказали несколько вариантов переводных тату, которые постепенно проявляются и держатся несколько дней. Но кто же знал, что на них окажется сильнейшая аллергия! У меня были не просто покраснения, а волдыри, сильнейшие ожоги. Местами сошла кожа, все воспалилось — больно даже прикоснуться. Наш художник по гриму Лена очень переживала. Как мама, за руку отвела меня к врачу и потом все съемки оберегала. А девочкам-гримерам пришлось каждую смену заново отрисовывать мне все татуировки на руке и ноге.
Работая над Наташей, я вдохновлялась шоу «Пацанки», искала в себе этого звереныша, готового ударить, чуть что. У меня не очень получалось, и я это чувствовала. Нурбек порой подходил, приобнимал за плечи, вздыхал. На шапке признался, что очень переживал, но потом все сложилось. А я — молодец.
«Калимба» каждого из актеров эмоционально всковырнула. На фоне съемок у меня происходило очень много личностных процессов, которые требовали серьезных решений.
Меня пригласили в два больших проекта, в которых сниматься одновременно не представлялось никакой возможности. Я вспомнила слова Дениса Елеонского, которые он мне сказал в конце съемок «Восток-Запад»: «Начало положено. У тебя есть талант, теперь надо делать правильные выборы, чтобы все не прошляпить».
И я сделала выбор. Не правильный, а единственно верный.
Я верю: роли как зеркало — они приходят, чтобы подсветить что-то важное. Или изменить жизнь.
Моя Клаудия в «Монохроме» оказалась девушкой с колоссальным чувством вины и нереальным чувством справедливости. Я долго готовилась к этой роли, боялась ее, не знала, как подступиться. Наш режиссер Оля Городецкая попросила меня написать биографию моей героини. Она мне прислала и много своих наработок, из которых я уяснила: мы понимаем Клаудию по-разному. Но играть- то ее мне.
Я переживала и контролировала все вокруг. Мне было важно, как устроен быт Клаудии, чем наполнены ее дни, какие рядом с ней предметы — была важна каждая деталь. И я отчаянно, порой даже до глупого, боролась за каждую правду. Как-то в машине реквизиторы положили сумку героини куда-то, где она вообще не могла лежать. Меня от этого трясло. Рядом сидел Алексей Серебряков. Мне было неловко и немного стыдно перед ним, поэтому спросила:
— Скажите, вот меня как актрису должно такое волновать?
— А тебя это волнует?
Киваю в ответ.
— Значит, должно.
На съемках я настолько сильно уставала, что дома рыдала, свернувшись на полу калачиком. И сама же себя успокаивала — гладила по плечу и говорила: «Потерпи, немножко осталось! Ты молодец. А сейчас встань, пожалуйста, с пола. Ты уже замерзла. Пожалуйста, ложись в кровать». В эти моменты мне было так одиноко! Но из-за страха показаться слишком навязчивой я не звонила даже близким друзьям.
Были смены по 15 часов подряд, а то и в ледяной воде по пояс, были разные смены, где от меня требовалось быть здоровой, бодрой, в себе. Я сильно похудела, при росте 174 см весила 48,5 кг. И к середине проекта у меня случилась какая-то травма: я перестала чувствовать правую ногу ниже колена. Было больно до слез, но такая работа.
Ничего сложнее «Монохрома» я не делала. Внутри шла постоянная борьба, крутились одни и те же вопросы по кругу: в чем будет мой каприз, а в чем — отстаивание границ? В чем я права, а в чем непрофессиональна? Этот проект еще раз убедил, что нет ничего хуже попыток быть удобным человеком. Это всегда во вред себе прежде всего.
Моя последняя смена длилась 15 часов и 2 часа — на то, чтобы разгримироваться. Иногда кино — это когда все продумано и подготовлено. А иногда неотапливаемые пространства, не подготовленные администрацией для съемок. Это значит дрожать от холода, но упорно делать вид, что тебе тепло и хорошо. Это сниматься с температурой, с травмами, когда страшно и непонятно. Это стричься и краситься ради проекта, который не выйдет, быть может, никогда.
И вот я сижу и думаю, стоят ли мои жертвы здоровья, личной жизни, психического состояния? Все эти травмы ради чего? Где грань?
После «Монохрома» отказывалась от всех проектов, но согласилась на «Разочарованных» Дениса Виленкина. Я знала его, мы уже работали вместе.
«Разочарованные» — это история про трех подруг, три месяца съемок с классными Соней Гершевич и Эрикой Булатой. Кстати, девочки стали моим главными подарком: мы общаемся до сих пор и, надеюсь, продолжим.
Мне кажется, что только недавно я начала приходить в себя: у меня снова появились какой-то азарт, жажда рассказывать истории, искать персонажей. Проекты, перемоловшие меня до основания, помогли осознать, что мне больше не надо никому ничего доказывать. Я не боюсь проснуться и понять, что все завершилось. Фокус внимания наконец ушел с профессии на мою личную жизнь. Чем я хочу наполнять свои будни, что мне интересно и ценно, чем еще я хочу заниматься — поиск ответов на эти вопросы подтолкнул меня к любопытному опыту. Я вдруг обнаружила себя среди участников писательской лаборатории, на занятиях по фридайвингу... Я стала честнее с собой и начала больше доверять внутреннему импульсу.
Накануне своего 30-летия узнала, что моя знакомая планирует двухнедельный трекинг вокруг Аннапурны. Вдруг меня затрясло, я покрылась испариной и почему-то решила, что мне это жизненно необходимо. У меня никогда не было желания оказаться в горах. Я не мечтала о Гималаях. Но вот уже май, на мне трекинговые ботинки, в руках палки, за спиной — рюкзак. Как описать этот опыт? Как осознать, что он мне дал? Могу лишь сказать, что из жизни внутри своей головы я окунулась в жизнь вокруг. И эта ежедневная жизнь здесь и сейчас куда больше всех моих профессиональных рефлексий. Я лишь чувствую, что рука Бога ко мне протянута, и доверительно за нее берусь и куда-то иду.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.







































