Обострение отношений между Россией и Азербайджаном по-новому поставило вопрос о судьбе крупных вещевых рынков, подконтрольных выходцам из этой республики. Претензии копились долго. Рынок «Садовод» – не только сборище мигрантов, которые наводят ужас на жителей соседних микрорайонов и нападают на полицейских. Это огромный перевалочный пункт, откуда товары сомнительного происхождения расходятся по всей России. Теневой оборот наличных там может достигать сотен миллионов рублей в месяц.
Неудивительно, что вокруг «Садовода» обнаружили ещё одну масштабную «схему», создание которой вряд ли могло обойтись без прямого участия владельцев рынка.
Почти половина столичных предприятий по производству обуви (200 из 450 фабрик) существует только на бумаге. Непрозрачные фирмы, расположившиеся вокруг знаменитого рынка «Садовод», подконтрольного миллиардерам Году Нисанову и Зараху Илиеву, выступают прикрытием для теневых импортёров. При попытке проверить их адреса можно оказаться в заброшенном промышленном здании, в жилом доме или вовсе на пустыре. Такие фирмы ввозят товар из Китая, Казахстана и Киргизии без уплаты налогов и таможенных пошлин – настоящая беда для честных промышленников. Российские производители не способны конкурировать с ними по цене, и результат этого уже заметен. Вопреки всем усилиям государства по поддержке импортозамещения в 2020 году продукция отечественных обувщиков занимала смешные 25% рынка, теперь ещё меньше – 15–18%. Качество обуви, попавшей в Россию по теневым схемам, никто не проверяет, она может быть попросту опасна для здоровья тех, кто её носит.
Рост нелегального импорта означает, что на фоне бюджетного дефицита за границу «мимо кассы» ежегодно перекачиваются сотни миллиардов рублей. Вся эта история тянет как минимум на аферу десятилетия, и узнали о ней мы не от анонимного источника, а от министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова. В начале июня он рассказал газете «Известия» о предварительных результатах проверок легпрома, которые стартовали в декабре и должны завершиться в конце августа. Помимо обуви проверяют четыре товарные группы, в том числе парфюмерию. Возможно, там контрафакта ещё больше.
Если только в одной отрасли и только в одном регионе насчитали сотни липовых фабрик, то сколько их в целом по стране? В отчётах чиновников выпуск отечественной продукции растёт, но страна по-прежнему завалена низкокачественным и не самым дешёвым ширпотребом из Китая и Средней Азии.
Слова Алиханова прозвучали как сенсация, которая не должна остаться без последствий. Впрочем, ни названий предприятий-призраков, ни фамилий их бенефициаров министр не озвучил. Более того, прошёл месяц, а мы так и не услышали ни об одном аресте или обыске в связи с этой историей. Ни одного номинального директора, не говоря о крупных фигурах, организовавших масштабную теневую схему, не схватили за шиворот. Напротив, им как будто специально предоставили время подчистить хвосты.
Редакция «Нашей Версии» решила самостоятельно поискать липовые предприятия по производству обуви, что оказалось делом непростым и породило новые вопросы, в том числе к самому Минпромторгу.
Однодневки и «многостаночники»
Ключевым источником информации о предприятиях лёгкой промышленности России до недавнего времени был сайт ruslegprom.ru, созданный по инициативе министерства. Он содержал в том числе интерактивную карту обувных фабрик, а также информацию о мерах государственной поддержки отрасли. Сейчас при попытке зайти на него пользователь видит сообщение «домен не привязан к хостингу». Вместе с сайтом действовала одноимённая группа во «ВКонтакте». Она существует и сегодня, но последние публикации об успехах отечественного легпрома в ней датированы 8 декабря 2023 года. В какую сумму могло обойтись бюджету создание и ведение обоих интернет-проектов, которые вскоре оказались заброшены, – тема для отдельного исследования.
Для поиска информации об обувных фабриках мы использовали Единый государственный реестр юридических лиц. Согласно ЕГРЮЛ, в России действует более 2 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей, указавших производство обуви (ОКВЭД 15.20) в качестве основного вида деятельности. Из них 380 компаний и ИП зарегистрированы в столице и в соседнем регионе (мы считаем вместе с ней, поскольку обозначенный рынок находится на границе города). Так вот, на юго-востоке столицы, по бумагам, расположены не менее 50 обувных предприятий, некоторые находятся недалеко от «Садовода» (Капотня), другие – возле торгового комплекса «Москва» (Люблино). По открытым источникам невозможно установить их прямую связь с компаниями Нисанова и Илиева. Но стоит отметить, что ТК «Москва» также подконтролен этим миллиардерам и, в отличие от рынка в Капотне, сосредоточен в основном на оптовой торговле. Именно там закупаются большинство «челноков» из регионов и мелких предпринимателей, продающих ширпотреб в розницу через маркетплейсы. Вокруг обеих торговых площадок крутятся тысячи различных ООО и ИП с самой разной «географией», многие из них могут иметь признаки фирм-однодневок.
Например, в 2024 году некая Оксана Николаевна Козловская зарегистрировала сразу 37 компаний с основным видом деятельности «производство обуви» и уставным капиталом 10 тыс. рублей. С названиями сильно не заморачивалась: ООО «Пошив», ООО «Дизайн», ООО «Обувная», ООО «Фабрика» и далее в таком духе. По бумагам, 19 предприятий Козловской располагались в городе Пушкино, в частном секторе на ул. Луговая (некоторые – буквально в старых деревенских избах), другие 14 находились в городе Яхроме на ул. Ленина, 3 компании были «прописаны» в Москве, ещё одна – в Одинцове.
Досье
Год Нисанов родился в 1972 году в селе Красная Слобода Азербайджанской ССР, происходит из горских евреев. В начале 1990-х вместе со своим односельчанином Зарахом Илиевым торговал на рынках. В 1992 году они учредили компанию «Киевская площадь», в новом веке ставшую крупным владельцем торговой, офисной, складской и гостиничной недвижимости в столице.
Среди крупнейших активов «Киевской площади» фигурируют гостиница «Украина», спорткомплекс «Олимпийский», торговый комплекс «Европейский», магазин «Детский мир» на Лубянке.
В начале 2025 года стало известно, что группа компаний Нисанова и Илиева намерена реконструировать здание бывшего Совета экономической взаимопомощи на Новом Арбате, там планируется построить 600 тыс. квадратных метров коммерческой и жилой недвижимости.
В 2024 году общая площадь торговой недвижимости «Киевской площади» составила 2 254 000 квадратных метров. Ежегодные доходы Нисанова и Илиева от сдачи недвижимости в аренду журнал «Форбс» оценивает в 2 млрд долларов.
Помимо рынка «Садовод» и торгового комплекса «Москва» бизнесмены контролируют крупнейший продовольственный рынок столицы «Фуд Сити».
Просуществовала странная сеть «производителей обуви» недолго, весной этого года все 37 фирм были ликвидированы решением налогового органа, посчитавшего недостоверными сведения об их деятельности. Какие суммы и в каких направлениях могли через них пройти – загадка, никакая отчётность явно не сдавалась.
Об Оксане Козловской нам удалось узнать лишь то, что в 2011–2013 годах она имела статус индивидуального предпринимателя в Кемерове и занималась розничной торговлей одеждой и обувью, которую, по-видимому, закупала оптом на столичных рынках. И потому возникает вопрос: кто, как и для чего мотивировал женщину из Кузбасса создать почти четыре десятка «производственных» компаний, явно не собиравшихся ничего производить?
«Обувной холдинг» Оксаны Козловской, якобы разместившийся в частных домах, лишь один из ярких примеров массовой регистрации таких фирм, который мы увидели во время изучения реестра юрлиц. Козловская не единственный массовый учредитель, есть и другие. Всплеск создания однодневок произошёл в 2023 году, то есть вместе с усилением чиновничьей риторики об импортозамещении и выстраиванием параллельного импорта. Всего в том году в крупнейшем городе страны и области было зарегистрировано 97 компаний с основным профилем «производство обуви», в 2022-м – 7.
В связи с этим мы не можем не вспомнить, что всё в том же 2023-м сообщалось о резком росте выпуска одежды и в столице. В январе – марте того года в городе было произведено 435 тыс. пар обуви – на 58% больше, чем за тот же период годом ранее. По официальным данным, на тот момент здесь действовало 250 крупных, средних и малых предприятий лёгкой промышленности. Теперь глава Минпромторга РФ говорит о 450 фабриках, 200 из которых в реальности не существуют. Откуда они взялись?
Вполне вероятно, проверкам подверглись также компании и предприниматели, указавшие ОКВЭД 15.20 в качестве дополнительного вида деятельности. Таких намного больше – более 19 тыс. в целом по стране. Некоторые оперируют десятками миллионов рублей, имеют в штате одного сотрудника, очевидно, не являющегося гражданином России, и торгуют едва ли не всем, что можно себе вообразить. Например, в 2022 году в столице было создано ООО «Кэнай ТИТ» с профилем деятельности «торговля оптовая неспециализированная». С 2023 года её единственным учредителем, руководителем и работником является некто Чжан Мэнцы. Всего компания заявила 350 ОКВЭД, среди которых мы видим «лесозаготовки», «производство мороженого», «литьё лёгких металлов» и «производство обуви». Уставный капитал – 10 тыс. рублей, выручка за 2024 год – 130 млн рублей, при этом едва ли не всё время своего существования фирма декларирует убытки.
Зачем предполагаемому выходцу из КНР (Чжан – распространённая фамилия в Китае) держать в России убыточный бизнес с таким широким спектром интересов? Может ли он не иметь никаких связей с торговыми комплексами, ставшими гигантским хабом по развозу китайских товаров по всей территории РФ?
Бессмертный Черкизон
Многомиллиардный теневой импорт, который легализуют через вещевые рынки и о котором через историю с липовыми обувными фабриками рассказал нам министр Антон Алиханов, вовсе не новость. Предыдущий скандал вокруг торговых площадок Года Нисанова и Зараха Илиева, который был куда громче нынешнего, разразился в 2018 году. Банк России оценил объём теневого оборота на рынках «Садовод», «Москва» и «Фуд Сити» в 600 млрд рублей в месяц, что составляло 20–25% торгового оборота России в целом и заметно превышало весь легальный оборот в столице. «Зачислений на счета банков мы практически не наблюдаем», – заявил тогда директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов. Он отметил, что товар на рынках продаётся за наличные, далее деньги конвертируются в криптовалюту и мгновенно улетают на анонимные кошельки иностранных поставщиков. Прозвучало также, что 90% операторов таких транзакций – китайские торговцы и производители.
Банк России собирался передать эту информацию в правоохранительные органы. В 2019-м мы услышали о масштабных рейдах силовиков на «Садоводе». Государственное агентство ТАСС со ссылкой на свои источники сообщило, что вместе с десятками мигрантов, легальность пребывания которых в России вызвала вопросы, на рынке обнаружены несколько ферм для добычи криптовалюты и крупные суммы наличными. Позднее информация о фермах и наличных была официально опровергнута, рейд не получил продолжения в виде громких уголовных дел о преступлениях в финансовой сфере.
В декабре 2023 года «Садовод» снова попал в криминальную хронику. Во время проверки документов таксист из Таджикистана наехал автомобилем на сотрудника полиции, после чего вышел из машины и начал его избивать. На подмогу нарушителю собралась толпа из 80 человек. Чтобы остановить разъярённых мигрантов, силовикам пришлось стрелять в воздух. В связи с этим стоит напомнить, что вместе с другим выходцем из Азербайджана, Тельманом Исмаиловым, Год Нисанов и Зарах Илиев были совладельцами знаменитого Черкизовского рынка. «Российская газета», официальный печатный орган правительства страны, называла это место «чёрной дырой», где не действуют законы, где много гастарбайтеров, где торгуют контрабандными товарами.
Черкизон был закрыт в 2009 году не без вмешательства на высшем государственном уровне. Сообщалось, что на тот момент там находились тысячи грузовых контейнеров с товарами на сумму более 2 млрд долларов. Китайская газета Global Times сообщала, что с деятельностью рынка были связаны 80 тыс. граждан КНР, многие из которых лишились работы в результате его закрытия. Впрочем, далее в прессе появились сообщения о массовом переезде китайцев на «Садовод», что вызывало протест среди многих арендаторов мест на этом рынке, некоторые из них даже грозили перекрыть движение по МКАД.
К слову, в том же 2009 году Тельман Исмаилов открыл в турецкой Анталье отель Mardan Palace, названный в честь его отца. Инвестиции в этот проект оценивались в миллиард долларов, немецкая газета Süddeutsche Zeitung оценила отель как «самый дорогой на континенте». В 2017 году в России Исмаилову были заочно предъявлены обвинения в незаконном обороте оружия и организации убийства двоих предпринимателей, связанных с деятельностью рынков. Насколько можно понять, сейчас бывший владелец Черкизона находится за границей, а его бывшие партнёры продолжают тот же бизнес на других площадках.
Гибрид базара с технопарком
В октябре 2013 года в ходе очередного рейда полиции на «Садоводе» были обнаружены крупные партии джинсов и парфюмерии, обладавшие признаками контрафакта. В январе следующего года Роспотребнадзор пытался в судебном порядке добиться закрытия рынка из-за нарушений санитарных норм и закона «О защите прав потребителей», но управляющая компания отделалась штрафом в 250 тыс. рублей. Примерно в то же время власти заявили, что «по этому рынку все необходимые решения приняты: на его месте должен быть построен нормальный торговый центр». Однако, судя по тому, что мы видим сегодня, «Садовод» никуда не делся. На его территории и правда появилось несколько капитальных строений, но в целом торговая площадка по-прежнему выглядит как в 1990-е. И владельцы у неё те же самые.
В 2022 году было объявлено, что рядом с «Садоводом», на месте трубопроката и асфальтобетонного завода, построят технопарк, который в числе прочего станет производить текстиль, бытовую технику и медицинские материалы. В качестве инициаторов проекта фигурировали ООО «Рынок Садовод» и ООО «ЗСМИ», также аффилированные с Годом Нисановым и Зарахом Илиевым. До старта какого-либо производства на этой площадке дело, похоже, не дошло. Месяц назад арбитражный суд по иску Мосгорстройнадзора оштрафовал ООО «ЗСМИ» на 5 тыс. рублей за то, что компания продолжила работы вопреки отсутствию у неё разрешения на строительство. В январе этого года компания была оштрафована на 50 тыс. рублей за неустранение других нарушений, выявленных надзорным органом.
При всём при этом нет никаких сомнений, что теперь и технопарк возле «Садовода» достроят ударными темпами, и выпуск продукции легпрома там заметно увеличат. Проверка, о которой рассказал министр Антон Алиханов, с большой долей вероятности завершится отключением провинившихся компаний от системы «Честный знак» и символическими штрафами для «стрелочников».
Что же касается честных российских производителей обуви, то, видимо, они продолжат закрывать фабрики одну за одной, не выдержав конкуренции с контрабандистами и давления со стороны налоговых органов. С 2023 года 99% капитала ООО «Рынок Садовод», которые принадлежат ООО «Флора и Фауна» (подконтрольна родственникам Илиева и Нисанова), находятся в залоге у Сбербанка. Крупнейший рынок и крупнейший банк страны себя в обиду не дадут.