Выбор на нашем авторынке слишком скудный? Не хочется переплачивать перегонщикам, которые покупают авто за границей? Есть вариант сэкономить - купить авто за границей и перегнать его в Россию самому! Да, долго. Да, непросто. Но, как оказывается, очень даже выгодно. Так поступил корреспондент «Комсомолки», купив себе Volvo XC40 по отличной цене.
Последние пять лет я был без машины. Предыдущую продал до ковида. На тот момент я большую часть времени проводил в командировках, в том числе за границей. А мой «Дастер» грустил в одиночестве на парковке у дома. Было жалко и его, и себя - зачем платить налоги, страховки, тратить деньги на техобслуживание, если сам за руль не сажусь? Вот и продал.
Тут поездки за границу закончились, а потребность в машине вернулась. Одна беда - ушла возможность ее приобрести. Все западные бренды «сбежали», цены выросли на порядок. Брать что-то откровенно дешевое или старое не хотелось. А то, что нравилось, стало не по карману.
Несколько лет я спасался каршерингом и копил деньги. Весной понял - хватит ждать у моря погоды. Машины резко не подешевеют, западные бренды не вернутся. Значит, надо покупать то, что есть.
К этому времени я примерно определился с «хотелками». Понял - нужен кроссовер (у них дорожный просвет повыше), причем с полным приводом.
Бюджет я тоже определил - 3 млн рублей. Возраст - максимум 5 лет, пробег - не больше 50 000 км.
Постепенно я отмел и «китайцев». Активно пользуясь каршерингом, я поездил (и много!) на всех популярных моделях - и, если честно, ни одна не впечатлила. Кроме Geely Coolray. Понравилось, как едет, как управляется, уровень комфорта в салоне на высоте… Но у Coolray, увы, нет полного привода.
В итоге пришел к выводу - надо брать что-то подержанное, но не старое, и западных брендов. Стал изучать вторичный рынок, постепенно впадая в уныние от цен… И тут вмешался случай. Среди коллег нашелся товарищ, который живет в Красноярске и занимается перегоном машин. Он подсказал пару корейских (например, www.enkar.com) и китайских сайтов (www.che168.com, www.dongchedi.com). Предложил изучить, сравнить цены у нас и у них. И пара вечеров у ноутбука привели к интересному выводу - даже с растаможкой, утильсбором и всеми прочими расходами сопоставимые варианты авто с доставкой из Азии выходили дешевле, чем покупать их в Москве. Причем существенно. В моем случае разница доходила почти до миллиона рублей. А если машина дороже - она еще больше.
Китай предсказуемо оказался дешевле Кореи. Но не сильно: приблизительно на 200 - 300 тысяч. Еще одно открытие - привезти из Поднебесной «европейца» европейской же сборки выйдет дешевле, чем из Германии.
В тяжелых муках выбора родился окончательный вариант - Volvo XC40. Белый цвет, 2021 года выпуска, полный привод, двигатель - 2,0 л на 190 л. с. Пробег - 29 000 км. Почти полная комплектация (без подогрева руля и задних кресел, системы мониторинга слепых зон, зато с массажем всех сидений и атмосферной подсветкой салона). Тем более я на такой успел покататься в Европе - и машинка понравилась!
Цена у нас за аналогичный вариант в наличии - от 3,55 млн рублей. В Китае - 1,7 млн…
Время раздумий закончилось. Пришла пора действовать.
КАК ПОКУПАЛ И ЗАБИРАЛ
Самостоятельно купить машину и привезти ее из Поднебесной нереально. Если, конечно, вы сами не занимаетесь этим бизнесом… Нужны посредники, у которых есть связи «на месте». К тому же в этой сфере хватает мошенников. Так что надо быть начеку.
Мне было проще - я обратился к знакомому. Тому самому, из Красноярска. Я ему доверял - и он не подвел.
Если у вас такого знакомого нет, а сарафанное радио молчит, ищите в интернете что-то вроде «Компании по доставке машин из Китая (из Кореи, из Японии, из-за границы - нужное подчеркнуть)». Как правило, там весь набор услуг имеется. Можно что-то одно выбрать (например, оплатить только транспортировку). Можно полный пакет - с подбором, оформлением документов и т. д.
Сам процесс покупки разбит на несколько этапов.
1. Выбираешь машину. Все, как везде - листаешь сайты, вводишь параметры поиска… Как нашел что-то стоящее - тыкаешь пальцем в объявление и говоришь: «Хочу!»
2. Осмотр. Агент, к которому ты обратился, связывается с коллегами из Китая. Те приезжают к продавцу и делают подробный отчет по машине. Снимают на фото и видео каждую мелочь - в том числе все дефекты - и отправляют клиенту.
3. Сделка. Если клиента все устраивает, продавец отправляет «инвойс». По-нашему - платежное поручение. Причем к цене автомобиля добавляют стоимость доставки до границы. В моем случае сумма выросла примерно на 160 тысяч рублей.
С этим «инвойсом» отправляешься в банк, откуда переводишь деньги в Поднебесную. Само собой, не бесплатно. С меня ВТБ взял 3% - 58 тысяч рублей. Деньги доходят быстро - на все про все ушло четыре дня. И то из-за того, что наложились выходные.
4. Транспортировка. После подтверждения перевода начинается самое «страшное» - процесс доставки авто. Машина находилась в Харбине, где ее погрузили на автовоз и за 2 недели довезли до Суйфеньхэ (подробнее - см. «Время в пути»). Оттуда перегнали в Уссурийск - именно в этом городе находится таможня, через которую проходит весь основной поток китайских авто (как новых, так и подержанных).
Там мою «Вольво» встретил представитель агента. Он сам оформил все необходимые документы - оплатил таможенную пошлину, прошел экспертизу и получил СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). Там же выдали электронный паспорт транспортного средства. Я в процессе никак не участвовал - лишь оплатил счет за растаможку. Стоимость всех процедур была заложена в комиссию агента (подробнее - см. «Калькулятор «КП»).
5. Встреча с новым владельцем. То есть в нашем случае со мной. В теории, из Уссурийска до Москвы можно было заказать автовоз - он обошелся бы в 250 тысяч рублей. Но я решил сэкономить - забрать машину самостоятельно из Владивостока. Кто ж знал, что путешествие выдастся таким сложным…
Тот же человек, который принимал машину на границе, пригнал ее из Уссурийска во Владивосток. В это же время я взял билет на самолет из Москвы и спустя 8 часов приземлился в столице Приморья.
А вот обратная дорога заняла уже 10 дней…
КАК ПЕРЕГОНЯЛ
Перед перегонкой я «замотал» машину в «упаковку» - за 2,5 тысячи рублей мне обернули капот, передний бампер и крылья в специальный материал вроде поролона. Еще за 2 тысячи на лобовое стекло наклеили силиконовый мат с окошком для обзора водителя. Недорогая, но практичная защита от камушков и, как следствие, сколов.
Очень хотелось расписать, как я восторгался пейзажами, какие чувства и эмоции испытывал, продвигаясь от Владивостока к Москве по живописнейшим местам нашей Родины. По факту же 10-дневный перегон обернулся тяжелой, рутинной, монотонной работой. Когда весь день сидишь за рулем, глядишь на дорогу и то и дело смотришь в навигатор - сколько осталось до конечной точки? А там - ужин, отдых, короткий сон, и с утра - все по новой. Кроме того, по пути продуло спину, и вся поездка после Хабаровска превратилась в борьбу с жуткой ноющей болью.
Но самое печальное случилось на участке между Улан-Удэ и Иркутском. Одном из самых живописных - вдоль побережья Байкала! Я торопился сделать кадры закатного солнца на озере, но, как назло, уперся в караван грузовиков, ползущих со скоростью 20 - 30 км/ч.
И тут «Вольво» выдала фортель, который чуть не обнулил всю экономику (и экономию) моей поездки.
Едва я выехал на встречную полосу на обгон и выжал педаль газа в пол, машина резво набрала 120 км/ч… и дальше разгоняться отказалась. На панели приборов загорелась ошибка.
Позднее мне скажут - это китайские мастера перемудрили с установкой подсветок и дополнительных колонок в салон, да еще выполнив работы «кустарным» способом. И штатная электрика дала сбой, включив ограничение скорости. Караван же оказался длиннее, чем я рассчитывал, навстречу уже мчалась фура… Ни завершить маневр, ни полностью затормозить я не успел, так что пришлось «кидаться» вправо. Как результат - зацепил обгоняемый грузовик, изрядно помяв задние правые дверь и крыло. По сути-то - легко отделался, последствия могли быть и хуже.
Мы обошлись без вызова ГАИ - «моральный ущерб» (физического там и не было - сам грузовик отделался царапиной) мной был уплачен на месте. Сошлись на 10 тысячах. Но снять закат над гладью Байкала не вышло...
Забавно, но факт - даже с поправкой на предстоящий ремонт (работы оценили примерно в 100 тысяч) автовоз мне вышел бы дороже! К счастью, дальнейшая поездка прошла без приключений.
Кстати, полезный совет - не регистрировать машину в ГАИ до приезда в Москву. По закону есть 10 дней на то, чтобы получить номера. И это, если честно, хороший способ сэкономить на штрафах…
Дело не в том, что я сознательно нарушал. Но камеры у нас порой расположены так, что лишь на штрафы и рассчитаны. И чем дальше от столицы - тем это заметнее. А на Дальнем Востоке - вообще сплошь и рядом. Едешь по трассе: слева - тайга, справа - тайга, людей нет, домов нет, машин нет, дорога - прямая и ровная…. Бах! - знак «50» и тут же - тренога с камерой. Местные эти участки знают, а мне как быть?
Да, гаишники порой тормозили. Проверяли дату в акте передачи машины. И отпускали с миром. В целом сильно не беспокоили.
КАК ДОВОЛЕН
Машина - огонь! Порой по-прежнему катаюсь на «китайцах» в каршеринге, каждый раз убеждаюсь: моя «Вольво» лучше. Да, пара моментов, описанных выше, немного подпортили впечатление. Но это не проблема самой машины, а скорее ее прежних владельцев. Тут как повезет - просто выбирать надо тщательнее. Зато в плане управляемости и комфорта она радует и меня, и семью.
Доволен ли я экспериментом? В целом - да.
Минусы очевидны. Главный из них - это сложно и долго. Процесс растянулся на целых два месяца. И это мне с агентом еще повезло!
Но и плюс очевидный. По скромным прикидкам, я сэкономил около 700 тысяч рублей. Без упомянутой аварии сэкономил бы еще больше. А это четверть стоимости автомобиля!
А В ЭТО ВРЕМЯ…
Таможня дает добро!
Только с января по июнь через уссурийскую таможню физлицами было ввезено 17 109 автомобилей. Это почти столько же, сколько за весь 2024-й (17 785). И в 5,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
И все это - на фоне общего падения продаж автомобилей в России на 26% за первое полугодие. С одной стороны, продажи новых машин резко просели. С другой - именно частные покупатели заметно активнее приобретают автомобили в Китае и привозят их в нашу страну.
- Все дело - в утильсборе, - поясняет вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. - Если автомобиль привозится в страну юрлицом, то утильсбор платится по коммерческой ставке. Для машины с объемом двигателя 1 - 2 л это 667 400 рублей. А если завозит «физик», то ставка - 3400 (за авто в возрасте 0 - 3 года) или 5200 рублей (старше 3 лет). Да, если переоформить машину на другого владельца в течение 12 месяцев после ввоза, придется доплатить разницу с коммерческим тарифом. Но если покупаешь именно для себя, а не с целью перепродажи - выгода очевидна.
Но, увы, эта лазейка может скоро захлопнуться. Глава Минпромторга Антон Алиханов недавно заявил: ведомство рассматривает вариант с повышением утильсбора для «физиков». Если мощность двигателя автомобиля превышает 160 л. с., то ставка станет равна коммерческой.
- Мы пока не знаем, когда это произойдет. Но уверены - произойдет точно. Возможно, уже осенью. Если планируете покупку машины из-за границы, лучше поторопиться, - говорит Ян Хайцеэр.