Стоимость поездки на такси по ряду направлений в Москве выросла до 70% за год, подсчитали "Известия". По данным Росстата, цена за 1 км поездки на такси с мая прошлого года по май 2025-го в Москве выросла на 30,8%. В "Яндекс Такси" утверждают, что рост составил лишь 16%. При этом компания оперирует средними данными сразу по двум регионам - по стоимости поездок в столице и области. Аналитический центр при правительстве насчитал подорожание в столице на 25,2% за 2024 год. Разобраться с ценообразованием крайне сложно. Несмотря на фиксированные тарифы агрегаторов, цены разгоняются системой автоматически из-за повышенного спроса. Одна из причин - отток водителей: средняя продолжительность работы таксиста составила 8-10 месяцев. ФАС проводит проверки агрегаторов в 85 регионах. Пассажиры фиксируют заметное повышение цен на услуги такси за год. "Известия" проверили и выяснили, что стоимость поездки при использовании сервисов агрегаторов в июне в сравнении с тем же периодом 2024-го выросла по некоторым направлениям до 70%. В основу сравнения брались одни и те же тарифы, например сравнивался "эконом" с "экономом" или "комфорт" с "комфортом", один и тот же адрес поездки, примерно то же время, а также учитывался повышающий коэффициент. Он, как правило, применяется в случае повышенного спроса из-за плохой погоды, трафика, наличия машин в том или ином месте и так далее.
Похожие данные приводят и источники редакции в корпоративном парке одной из крупных компаний.
- Цены за фиксированные поездки иногда вырастают в два раза и более по отношению к периоду годичной давности, - сообщили там. - Мы пытались выявить закономерность в таком разбросе, но задача оказалась нелёгкой.
Любой дождь, ветер или пробки мгновенно влияют на стоимость. Причём форс-мажорных ситуаций становится гораздо больше, чем год назад, сообщил собеседник "Известий".
По данным Росстата, цена за 1 км поездки в такси с мая прошлого года по май 2025-го в Москве выросла на 30,8%, а в Московской области - на 35%. Пик увеличения стоимости пришелся на конец 2024-го. Аналитический центр при правительстве ещё в конце прошлого года насчитал подорожание в столице на 25,2% за 12 месяцев.
В "Яндекс Такси" редакции сказали, что представленные "Известиями" данные не соответствуют действительности. Сравнение цен по нескольким поездкам не отражает реальной динамики рынка. Там привели свои расчёты: по данным сервиса, в Московской области (включая Москву) средняя стоимость минуты поднялась на 16%.
- Цены на такси зависят от баланса спроса и предложения в каждой конкретной локации и моменте времени, - рассказали в пресс-службе компании.
В компании пояснили, что даже в одно и то же время в разные дни баланс может сильно различаться, влияя на конечную стоимость поездки, - рядом не оказывается свободных машин для всех желающих уехать. В зависимости от баланса спроса и предложения может срабатывать повышающий коэффициент. Он автоматически рассчитывается под конкретную ситуацию и тоже может быть разным, отметили в агрегаторе.
На баланс спроса и предложения и динамику стоимости напрямую влияет количество автомобилей в рейсах. Чем их меньше, тем стремительнее растут цены, рассказали "Известиям" источники в нескольких крупных таксопарках. Машин становится всё меньше - на это влияет неподъёмный лизинг, и таксопарки просто отказываются от части автомобилей.
По данным департамента транспорта Москвы, на которые ссылаются в такси "Шоколад", в мае 2025 года в КИС "APT" (комплексная информационная система "Аналитика работы такси") зарегистрированы более 422 тыс. водителей, но работают в столице и области только 150 тыс. По данным компании, продолжительность работы шофёра-арендатора - 8-10 месяцев, а прогнозируемый отток из отрасли до середины 2026 года составит дополнительно 10%. Как следствие могут усугубиться кадровый голод и простой автомобилей, рассказал "Известиям" инвестор "Шоколада" Спартак Заболотский.
- На отток водителей влияют сложная процедура допуска водителей к работе и низкий заработок, - отметил "Известиям" член Общественного совета по развитию такси и руководитель таксопарка "495" Андрей Капитан.
Для сотрудников требуются получение ID перевозчика, регистрация в системе КИС "APT", обязательная аттестация, наличие справки об отсутствии судимости (срок получения в ведомстве до 30 дней), статус самозанятого или ИП. Водителей не хватает, машины простаивают, из-за чего цена за поездку увеличивается, отмечает участник рынка. Многие транспортные средства выбывают из парков из-за высоких расходов на лизинг.
В такси "Шоколад" сообщили: за 12 месяцев в Москве количество машин, вновь добавленных в диспетчерские, упало более чем в два раза. По данным с февраля по апрель 2024 года, новых автомобилей в реестре такси зарегистрировано 13 576 штук, а за аналогичный период 2025-го - 6798 машин. Всё это создает дефицит предложения в самом популярном сегменте перевозок "эконом", который сейчас приближается к 10%.
Ситуация приводит к тому, что водители не могут выполнять все заказы. Если на одну машину приходится по нескольку вызовов, то цифровой сервис агрегатора автоматически поднимает стоимость. Пассажиры фиксируют рост цен и зачастую отказываются от поездки.
В "Яндекс Такси" "Известиям" привели пример ценообразования. Путь от Ленинградского проспекта до Тропарёво без пробок занимает около получаса - не в час пик можно доехать с работы примерно за 900 рублей. Если в середине дня в офисе прошла встреча для будущих сотрудников и они одновременно заказывают такси, то спрос может превысить предложение и рядом не окажется достаточно водителей. Тогда поездка в Тропарёво может стоить уже 1300 рублей, отметили в сервисе.
Когда все сотрудники будут уезжать из офиса в пятницу вечером при загруженных дорогах, поездка из офиса домой может занять уже 45 минут, а стоить - 1700 рублей, отметили в "Яндекс Такси". Рост цены в этой схеме достигает 44-89%, подсчитали "Известия".
При этом агрегатор предлагает не учитывать ценообразование в период повышенного спроса. Между тем такие периоды фактически формируют работу перевозчиков и составляют скрытый сегмент ценообразования, трудно просчитываемый для статистики.
Как рассказал "Известиям" источник в отрасли, ранее информация о включении повышающих коэффициентов в ценообразование не отображалась у пользователей. Сейчас её можно посмотреть, но закрыты данные о размере коэффициентов и алгоритмах их работы.
В "Яндекс Такси" отмечают: сравнение поездок по одному и тому же маршруту может вводить в заблуждение из-за дорожной ситуации, погодных условий и других внешних факторов, которые способны значительно влиять на продолжительность и стоимость поездки. Агрегатор рассчитывает рост цен по средней стоимости одной минуты поездки с учётом всех тарифов, кроме корпоративных. Такой метод оценки учитывает все влияющие на конечную стоимость поездки факторы - например, сезонность, погоду, дорожную ситуацию, время суток, добавили там.
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) рассказали "Известиям", что изучают ценообразование "Яндекс Такси". Ранее служба направила запросы 344 агрегаторам в 85 регионах страны. В настоящий момент ФАС ведёт работу по актуализации анализа рынка, добавили в ведомстве.
"Известия" направили запросы в Минтранс, Ространснадзор, агрегаторам и легковым перевозчикам.
На восполнение кадрового голода - притока водителей в отрасль влияет исключительно рост заработка водителя в час, рассказал "Известиям" источник в одном из таксопарков. При росте расходов таксопарков комиссия агрегатора за заказ по-прежнему высока. Сервис забирает почти четверть заработка перевозчиков.