Американский Жириновский
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Всеволод Истомин. Наша Версия
Самый богатый американец бросил вызов двухпартийной системе США, анонсировав создание собственной партии. Предприниматель называет новую политическую силу America Party (AMEP) – Американская партия. Эксперты уверены в провале затеи, ссылаясь на неудачный опыт предшественников Маска, но стоит ли полностью отказывать ему в успехе?
О создании Американской партии Илон Маск в свойственной ему манере объявил на просторах соцсети X.
«Когда речь заходит о банкротстве нашей страны из-за расточительства и взяточничества, мы живём в однопартийной системе, а не в демократии. Сегодня создана Американская партия, чтобы вернуть вам свободу», – написал миллиардер.
Справедливости ради надо сказать, что политические амбиции Маска ограничены естественным образом. Предприниматель родился за пределами США и потому не может соискать пост американского президента. А вот его партия, доберись она до конгресса, вполне могла бы осложнить жизнь и республиканцам и демократам. Да вот только доберётся ли?
Всеобщий скепсис
Абсолютное большинство наблюдателей полагает, что Маск не преуспеет с Американской партией. И на первый взгляд такое мнение может быть единственно верным.
Например, политолог Александр Кынев предрекает «партии Маска» провал: «Об этом говорит история (самый последний пример – реформистская партия Росса Перо, ранее Лафоллет, Джордж Уоллес и другие, и даже сам Теодор Рузвельт в 1912-м). Для значимого числа серьёзных игроков нет смысла включаться в «третью силу» без шансов победить». «Однако влияние это может оказать, на какое-то время отняв часть голосов у одной из двух основных сил», – допускает оговорку эксперт.
«В американской истории есть масса примеров, когда третьи партии возникали на волне хайпа и громких обещаний, но быстро сходили на нет, – говорит политолог Рамиль Харисов, добавляя: – Все они в какой-то момент собирали огромную аудиторию, были популярны и амбициозны, но не выдерживали столкновения с традиционной двухпартийной системой». «И здесь главная проверка – сможет ли Маск конвертировать цифровой капитал в реальные политические успехи. Если получится, это изменит правила игры не только для США, но и для всей мировой политики. Если нет – увидим ещё один дорогой и эффектный эксперимент, который, впрочем, точно запомнят», – отмечает эксперт.
В свою очередь, американист Роман Романов предлагает задуматься над следующим вопросом: «Что Маск создаёт – партию или «партию»? Партия Америки Маска в теории может быть просто движением по типу Чайной партии. К нему будут приходить какие-нибудь республиканцы или даже умеренные демократы за помощью». «И стратегия его больше соответствует именно такому развитию событий», – считает Романов.
В целом же, добавляет эксперт, «в Америке сложилась и прижилась двухпартийность». «Это не просто элемент политической системы, это часть гражданской идентичности. Поэтому пока что хоронить двухпартийную систему США рано», – констатирует аналитик.
Третий лишний
Тем не менее в истории Штатов фигурирует достаточное количество дерзких выскочек, бросивших этой системе вызов. Пример упомянутого Росса Перо, пожалуй, самый памятный по причине своей свежести: в 1996-м он шёл на президентские выборы от созданной им годом ранее Партии реформ и, даже будучи не допущенным к дебатам, смог набрать значительные 8% голосов.
А вот другие примеры, причём список неисчерпывающий. В 1968-м демократ Джордж Уоллес, легендарный губернатор Алабамы, решил стать главой государства как кандидат от Американской независимой партии и финишировал в гонке третьим с показателем 13,5%. В 1924-м Роберт Лафоллет, бывший на протяжении большей части политической карьеры республиканцем, боролся за президентское кресло в качестве кандидата от Прогрессивной партии и набрал внушительные 16,6% голосов. В 1912-м Теодор Рузвельт, уже дважды занимавший Белый дом, вёл президентскую кампанию тоже под эгидой Прогрессивной партии и занял второе место с 27% голосов. Участник тех же выборов левый активист Юджин Дебс, в свою очередь, привлёк внимание 6% избирателей.
Да, уроженец ЮАР Маск в президенты Штатов не годится. Поэтому ему ближе другой пример – создания и относительно успешного функционирования «третьей партии». Кстати, также называвшейся Американской партией, но в историю вошедшей как Партия незнаек. Появилась она в 1844 году на волне национализма и антикатолических настроений. За время недолгого существования, продлившегося до 1860-го, она дала стране несколько мэров крупных городов, в том числе Чикаго и Филадельфии, и ряд конгрессменов. А что ещё желать новой Американской партии Маска?
Шансы есть?
Кстати, идея «третьей партии» никуда не делась и сейчас довольно популярна в американском обществе. Согласно опросу Quantus Insights, 40% граждан США готовы были бы поддержать структуру Маска, начни она участвовать в политической борьбе. По мнению социологов, этот показатель отражает «желание электората найти альтернативу существующему политическому порядку и не связан исключительно с Маском».
Но ведь спрос на «третью партию» может исходить не только из широких народных масс. Почему бы не предположить, что и внутри американского политикума есть заинтересованные в её появлении. Например, на это указывает политолог Павел Святенков, считающий, что партия Маска – «удар не по Трампу, это удар по вице-президенту Джей Ди Вэнсу». Как объясняет эксперт, тот «занимает пост финансового председателя Республиканского национального комитета. Когда его назначали на этот пост, обозначалась цель – увеличить республиканское большинство в конгрессе. Поражение в 2026 году будет расценено как его поражение». Поэтому Святенков не исключает, что «за Маском могут стоять другие претенденты на власть. Вроде госсекретаря Рубио, который пока похож на принца Гарри – «запасной» престолонаследник». «Если Вэнс споткнётся на ровном месте, конкуренция за выдвижение в президенты от республиканцев в 2028 году оживится», – убеждён аналитик.
«Попытки угадать стоящих за спиной у Маска претендентов на власть в Республиканской партии вместо Трампа или вице-президента Вэнса пока преждевременны», – не согласен политолог Максим Жаров. Как считает эксперт, «основной задачей Маска, судя по всему, является консолидация под своим началом ключевых лидеров мнений из числа американских техногигантов, которые уже оппонировали Трампу в самом начале его «тарифных войн»… Если сейчас Американская партия Маска вновь соберёт на страницах мейнстримных СМИ представителей оппонирующих внутренней и внешней политике Трампа техногигантов, то тогда прокси-партийные игры Маска полностью себя оправдают». «Ведь «инвестор-киллер» пришёл в большую американскую политику прежде всего, чтобы заработать», – резюмирует политолог.
Как бы то ни было, одно только высказанное желание Маска заиметь собственную партию сильно всколыхнуло Штаты. Если бизнесмен станет проявлять настойчивость в этом вопросе и далее, как знать, насколько сильно будут потрясены сами основы американской политики.
Малек Дудаков, американист
– Никакой политической структуры у Маска нет, как и опыта её создания. Так что пока его призывы больше напоминают недавние походы в политику Канье Уэста или Майка Блумберга. Последний сжёг в ходе своей кампании 2020 года аж миллиард долларов. В итоге получил 1% и снялся с выборов.
Вопрос лишь в том, сможет ли Маск создать какие-то проблемы республиканцам и демократам как спойлер. Борьба за контроль над конгрессом уже стартовала – обе партии сейчас пытаются перерисовать выгодным образом для себя округа в штатах вроде Техаса и Огайо. Считанные округа и штаты решат исход промежуточных выборов в конгресс. И здесь своё влияние Маск оказать способен. Если, конечно, ему это быстро не наскучит, как случилось с DOGE.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.