ТОП 10 лучших статей российской прессы за Июль 30, 2025
Определить на скидку
Автор: Кирилл Каштанов. Российская Газета - Неделя
Кешбэк в ближайшие годы останется тем самым "магнитом", который мотивирует платить картой. Отказываться от него банки не собираются, но пересматривать модели будут по простой причине - из-за конкуренции. Массовый запуск цифрового рубля начнется уже с осени 2026 года, а сейчас растет популярность Системы быстрых платежей (СБП). Почему именно эти новации ставят под вопрос будущее кешбэка, рассказали опрошенные "РГ" эксперты.
В прошлом году банки выплатили кешбэка на 400 млрд руб. В этом году - уже на 500 млрд руб., оценивают участники рынка. Сумма значительная, но почему ею делятся банки?
Кешбэк дословно переводится как возврат наличных. Двадцать лет назад о таком понятии знали немногие: в России первые карты с кешбэком появились только в 2007 году. Причиной стало даже не развитие мобильных приложений, а разъяснение Федеральной налоговой службы (ФНС), что кешбэк не считается доходом клиента, рассказал "РГ" Андрей Чирков, эксперт в сфере платежей. Популярность такая модель набрала в 2012-2013 годах: вслед за крупными игроками последовали и остальные. Вместе с ними развивались и программы лояльности супермаркетов, авиакомпаний, отелей.
Изначально кешбэк был скорее прерогативой американского и европейского рынков. Такая опция стала появляться еще в 1970-х и 1980-х годах. Бизнес ее активно использовал, в том числе чтобы мотивировать людей платить кредитками и уменьшить суммы наличных.
Механизм кешбэка опробован не годами, а десятилетиями, подтверждает Татьяна Белянчикова, доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова. Многие люди уже не представляют своих покупок без него.
"Основным источником средств на кешбэк для банков служат комиссии от эквайринга (услуга, которая позволяет бизнесу принимать безналичные платежи от клиентов по картам через специальные терминалы. Банк берет эту комиссию не с клиента, а с бизнеса. Последний ее "вшивает" в цену товара. И получается, что переплачивает все равно клиент. - Прим. "РГ"), - отмечает эксперт. - Но зачастую в форме привычного многим держателям карт кешбэка выступают и торговые скидки, предлагаемые непосредственно магазинами и распространяемые на отдельные категории товаров".
Банк-эмитент делится частью этой комиссии с клиентом, понятно, по коммерческим соображениям. "Делается это, чтобы сохранить лояльность клиентов и "держать" обороты на собственных картах", - говорит Анна Щетникова, руководитель отдела по работе с банками финтехкомпании Paygine.
В среднем размер кешбэка при операциях по банковской карте составляет 1-3%, но иногда может доходить и до 5%. Есть и акции, где обещают кешбэк до 50 и даже 100%.Они появляются благодаря тому, что ретейлеры и агрегаторы доплачивают банкам за привлечение покупателей.
"Но любой кешбэк предполагает и ограничения в виде максимальной суммы (как правило, не более 2-3 тыс. руб.), ограничения по категориям или партнерам, обязательные минимальные траты по категории или необходимость регистрации в спецприложении", - уточнила эксперт.
Кешбэк изначально был способом привлечь клиентов, стимулировать их тратить больше и собрать данные о потребительском и платежном поведении, чтобы потом предлагать дополнительные продукты, говорит Эряния Бочкина, аналитик Банки.ру.
"Сегодня кешбэк - лишь один из инструментов удержания клиентов. Банки переключились на создание экосистем, предоставление индивидуальных условий по продуктам и внедрение геймификации", - добавила она.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.