ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Aug. 6, 2025

Споры с сибирской язвой

Рейтинг: 0

Автор: Константин Кудряшов. Аргументы и Факты Москва

440 лет назад, в ночь на 6 августа 1585 года, «на диком бреге Иртыша»... Дальше можно, наверное, не продолжать. Даже те, кто не помнит стихи Кондратия Рылеева «Смерть Ермака», уже догадались, о ком речь.

Хотя не помнить эти строки сложно. Всё-таки стихи легли в основу народной песни «Ревела буря», фрагменты из которой исполнялись в советских кинохитах «Чапаев» и «В бой идут одни "старики"». Помните, как комэск Титаренко говорит: «Песня как география. Сибирь — край суровый, могучий. И песни такие же». И запевает: «Ревела буря, гром гремел!».

Во многом благодаря этой песне в нашем сознании устоялся образ Сибири тех лет как «дикого края». Правда, смысл в это понятие вкладывается разный. Для кого-то «дикий» — значит не тронутый человеком. То есть грандиозное, но безлюдное пространство к востоку от Урала. Для кого-то «дикий» — синоним слова «отсталый», что даёт повод к легкомысленным обобщениям вроде: «На Восток Русь расползалась, не зная препятствий более грозных, чем остяки с луками и стрелами».

Не дикий край

Обобщения подобного рода мало того что легкомысленны, они ещё и опасны, поскольку унижают коренные народы Сибири — остяков (ханты), вогулов (манси), да и тех же сибирских татар, с которыми имел дело Ермак Тимофеевич. И одновременно в значительной степени обесценивают деяния казачьего атамана, что нашёл свою смерть 440 лет назад в ночном бою на реке Иртыш.

Разумеется, Сибирь не была безлюдным краем. А Сибирское ханство представляло собой нормальное по тем временам государство, своего рода федерацию, куда входили многочисленные, иногда весьма крупные, княжества остяков и вогулов. Никому и в голову не пришло бы называть Сибирское ханство «диким». Напротив, Русское государство, налаживая дипломатические связи с Сибирью, вполне уважительно именовало тамошних владетелей «царями Сибирскими», признавая их равенство с «царями Казанскими» и «царями Астраханскими». Отношения, как это часто бывает между соседями, колебались от союзнических до враждебных. Скажем, во времена Ивана III Великого мы «дружили против» хана Большой ОрдыАхмата, того самого, что был разгромлен русскими войсками в Стоянии на Угре 1480 года. Год спустя с остатками воинства Ахмата, да и с ним самим, расправился союзник Москвы, сибирский хан Ибак. Правда, сын Ибак-хана, Кутлук-хан, в 1505 году напал на Пермь, взял и разграбил Соль Камскую, но получил достойный отпор...

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни