Аграрии встревожены ростом цен на моторное топливо - его подорожание ощутимо уже с начала уборки урожая, которая стартовала в середине июня
Биржевые цены на моторное топливо в июне ускорили свой рост. АИ-92 и АИ-95 прибавили по 11,47 и 16,66% соответственно. Это первый внушительный рост с начала года. Участники рынка и эксперты объясняют такую динамику сезонным спросом, ремонтами на НПЗ и сокращением субсидий для нефтяников, которые таким образом отыгрывают свои потери. Как это может отразиться на рознице и повлиять на ход посевной - в материале "Известий".
Стоимость моторного топлива резко выросла за первый летний месяц. Если с мая по июнь рост цен на АИ-92 и АИ-95 составил 4,8 и 0,84% соответственно,
то с июня по июль цены увеличились на 11,47 и 16,66%. Об этом свидетельствуют данные Петербургской биржи и расчёты "Известий".
По словам экспертов, влияние на положительную динамику биржевых цен на моторное топливо оказывают сезонный рост спроса и графики ремонтов нефтеперерабатывающих заводов
(НПЗ). Управляющий партнёр компании "ВМТ Консалт" Екатерина Косарева напомнила, что ежегодно заводы встают на плановые ремонты в мае-июне. Соответственно, объём предложения снижается.
- Это ведёт к росту оптовых цен, а затем и розничных. Кроме того, на внутренний рынок оказывает влияние конъюнктура и внешних рынков. В начале года стоимость Brent составляла более $76 за баррель, сейчас нефть торгуется почти на $10 ниже, - отметила она. По её словам, из-за снижения мировых цен на нефть снизилась и стоимость моторного топлива. Нефтяники стали заметно меньше получать демпферных выплат.
С коллегой согласен генеральный директор Open Oil Market Сергей Терешкин. По его словам, если в первом квартале 2025 года выплаты по демпферу достигли 405 млрд рублей, то во втором квартале - 139,7 млрд.
- Уменьшение субсидий вызвано падением цен на нефть, которое привело к снижению "внешних" цен на нефтепродукты, учитывающихся в формуле демпфера. Чем меньше объём субсидий, тем ниже маржинальность нефтепереработки. Отыграть потери можно только за счёт повышения биржевых цен, - рассказал он.
Эксперт напомнил, что нефтяники лишаются права на выплату субсидий, если цены бензина АИ-92 превышают определённый уровень на 10%, а дизтоплива - на 20%. Среднемесячная биржевая котировка АИ-92 в 2025 году не должна превышать 66 495 рублей за тонну, а цены дизеля - 68 640 рублей.
По данным на 7 июля, биржевая цена АИ-92 составила 65 028 рублей за тонну, АИ-95 - 71 163, а летнего дизеля - 56 772 рубля.
Кроме того, как рассказал источник "Известий" в отрасли, нефтяники для повышения цен попросту перекупают нефтепродукты друг у друга. Эту информацию подтвердил руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
- С конца марта по конец сентября активизируется коммерческий спрос на нефтепродукты. Речь в первую очередь об аграрном секторе экономики и внутреннем туризме. Дополнительный эффект оказывает спрос со стороны нефтяников, которые торгуют топливом друг с другом, - сказал он.
"Известия" запросили комментарий у Петербургской биржи, которая ведёт торги моторным топливом, как контролируются торги.
Тем временем аграрии встревожены ростом цен на топливо. В Российском зерновом союзе рассказали, что его подорожание ощутимо уже с начала уборки урожая, которая стартовала в июне. Как заявили "Известиям" в Минсельхозе, министерство в ежедневном режиме отслеживает ситуацию на рынке ГСМ. Кроме того, для бесперебойного обеспечения сезонных полевых работ с Минэнерго проработаны рекомендуемые объёмы поставок топлива.
- По данным органов управления АПК регионов потребности аграриев в ГСМ на этот год составляют порядка 5 млн т дизтоплива и 700 тыс. т бензина. В текущем году сельхозпроизводители уже приобрели 1,5 млн т дизтоплива и 208 тыс. т автобензина АИ-92. Кроме того, в наличии остаются запасы в объёме свыше 634 тыс. т и 82 тыс. т соответственно, - отметили в ведомстве.
Там подчеркнули, что информация о перебоях с поставками топлива от региональных органов управления АПК в Минсельхоз не поступала.
- Вместе с тем информация о росте цен на автомобильный бензин от региональных органов управления АПК направляется в Минэнерго, - заключили в Министерстве сельского хозяйства.
Накануне заместитель министра сельского хозяйства Андрей Разин на Всероссийском дне поля подчеркнул важность оперативного информирования о возникших проблемах. По его словам, хотя ситуация на рынке ГСМ оценивается как штатная, поступающие сигналы от регионов вызывают беспокойство.
Разин отметил, что Минсельхоз внимательно следит за ситуацией на рынке ГСМ, и призвал аграриев сообщать о любых трудностях. Это позволит ведомству оперативно реагировать и ставить вопросы перед правительством для принятия необходимых решений. Важно, чтобы производители могли своевременно получать топливо для выполнения полевых работ, так как задержки в поставках могут негативно сказаться на урожайности и финансовых результатах.
Вице-президент Независимого топливного союза, зампред наблюдательного совета ассоциации "Надёжный партнёр" Дмитрий Гусев напомнил, что регуляторы неоднократно просили потребителей заранее планировать объёмы своих закупок.
- Если у нефтяников есть планы, рекомендации Минэнерго, то потребители даже на биржу не сообщают о прогнозируемых закупках, - отметил эксперт.
По словам руководителя направления "Промышленность" Института технологий нефти и газа Ольги Орловой, объёмы закупок аграриями из года в год радикально не меняются.
- Более того, периодически Минэнерго просит нефтяников увеличить объёмы продаж топлива на бирже в период посевной и уборочной. В этом году рост цен связан в большей степени с внешними факторами, а не из-за того, что аграрии не предупредили о наступлении сезона, - сказала она.
"Известия" отправили запросы в "Роснефть", "Газпром нефть", "Сургутнефтегаз", "Лукойл", Агропромсоюз и Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.
В Минэнерго не видят поводов для беспокойства. В пресс-службе ведомства "Известиям" сообщили, что ситуация на внутреннем топливном рынке остаётся контролируемой.
- Министерство энергетики, Федеральная антимонопольная служба и нефтяные компании осознают важность стабильности цен и принимают необходимые меры для поддержания баланса. Топливный рынок сохраняет профицитное состояние, а потребности в нефтепродуктах полностью обеспечены. В летний период традиционно наблюдается рост спроса на топливо, что в условиях рыночной экономики отражается на динамике оптовых цен, - отметили в пресс-службе ведомства.
В ведомстве подчеркнули, что в целях дополнительной стабилизации нефтяные компании сократили объёмы экспорта, перенаправив топливо на внутренний рынок.
- Это позволит увеличить предложение на биржевых торгах в июле и августе. Кроме того, нефтяные компании придерживаются политики прозрачного ценообразования, подавая рыночные сигналы о справедливых уровнях цен в начале торговых сессий. Это способствует предотвращению необоснованного роста спроса и минимизирует риски ценовых спекуляций. Текущие объёмы предложения на бирже достаточны, а острых проблем с логистикой и поставками топлива не наблюдается, -считают в Минэнерго.
При этом в ведомстве подчеркнули: вопрос о введении полного запрета на экспорт топлив в настоящее время не рассматривается, поскольку ситуация остаётся управляемой. Однако данную меру может рассмотреть правительство в случае соответствующей инициативы со стороны участников рынка.
- На данный момент в таких действиях нет необходимости, так как наблюдаемые колебания цен носят сезонный характер. Маржинальность операторов авзаправочных станций остается в комфортной зоне, что свидетельствует о стабильности топливного рынка и эффективности мер государственного регулирования. Минэнерго России продолжает мониторить ситуацию и готово оперативно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, - добавили в министерстве.
Однако, по словам источника "Известий" на рынке, у розничных сетей сей час отрицательная маржинальность -как у независимых, так и у сетей АЗС ВИНКов.
- Сегодня у всех розничных сетей с учётом эксплуатационных затрат отрицательная маржинальность, - говорит источник.
Что касается розницы, как уже отмечал "Известиям" зампредседателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, "розничные цены не дотягивают до минимально экономически обоснованных 1,5-2 рублей" и в летний период, медленный рост вполне реалистичен.
Григорий Баженов из Независимого топливного союза напомнил: сейчас в правительстве дополнительно обсуждается вопрос увеличения нормативов продаж на бирже, а также корректировка демпфера. По его словам, ситуация с волатильностью цен может продлиться до октября, заключает он.